НА ГЛАВНУЮ | СВЕЖИЕ ФОТО | ПО МОДЕЛЯМ | БАЗА ДАННЫХ | КАРТА | ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ | ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ | ЗАГРУЗИТЬ ФОТО

Путевые заметки > «Анекдот про Вовочку» > «Заграница без границ»


Анекдот про Вовочку
Мои поездки по городам и железным дорогам, иллюстрированные фото с этого сайта.
Журнал автора В. Демянченко


Название:Заграница без границ
Автор:В. Демянченко
Дата:7-10 марта 2008
Маршрут:Москва - Витебск - Минск - Брест - Москва
Время года:Весна
Вернуться:Решил, что надо вренуться. Не в Белоруссию, а в весну.
Железнодорожный музей:Тоже вернуться
Все фото из поездки:http://rail-road.msk.ru/?news=16.03.2008
Условное название:Белоруссия-2008-1
Создан:Среда, 26 сентября 2018 г., 00:42:22
Изменён:Среда, 30 марта 2011 г., 11:39:46
Версия для печати

ЗАГРАНИЦА БЕЗ ГРАНИЦ

Приближались очередные длинные выходные: международный женский день был на носу. И начальник пообещал отгул за некоторое количество переработок. В общем, выходных было четыре штуки, и этим надо было пользоваться. Поездка была приготовлена почти за месяц до ее начала: с билетами на поезда это удобно. Шутка ли, в гостинице тогда попросили перезвонить позже: не могли так рано забронировать номер.

Итак, в планах значилась Белоруссия. На День дурака 2007 года я именно там завёл практику поездок в несколько городов. Тогда за 2 выходных были покорены Орша и Минск. Если, конечно, штамп «покорён» можно применить к городу, в котором видел 3 железнодорожных станции, дом Правительства, метро и стадион… В 2008-м запланированы аж 3 города: Брест, Витебск и Минск.

6 марта. Белорусский вокзал Москвы, разумеется. Загрузившись от товарища информацией для глубокого размышления (конечно, не связанной с поездкой) и этим зачем-то взбудоражившись перед выездом, я погрузился в поезд № 39. Фирменный плацкартный вагон оказался гомельским КВРом со стенками в конце каждой полки (как на 35-36 местах у новых тверских вагонов) и вмонтированными в них поворотными лесенками на вторую полку. Матрац не тряпочный, а из чего-то упругого — в отличие от привычных российских, даже форму еще не потерял.

Утром поезд прикатил в Витебск. Кроме шестого часа утра, на платформе шёл ещё мокрый снег. Поэтому я запрятался в здание вокзала, побродил там, а затем, устроившись на скамейке в кассовом зале (полноценного зала ожидания не нашлось), укрылся собственным рюкзаком, пристегнул его к себе (любимому), обхватил для надёжности застёжки руками — и просидел в таком положении больше часа, то проваливаясь в дрёму, то опять оживляясь.

Рассвело. В начале девятого ожидался дизель в сторону Орши — это направление я почему-то посчитал более знакомым, хоть и был год назад только на первом перегоне с другого его конца. Поэтому погрузился в вагон и вскоре уехал. Выйти решил на о.п. Сосновка. Там же вышли несколько путейцев. Расписание показало, что, кроме 4 пар пригородных дизелей, здесь останавливаются 3 или 4 ПДСа 600-х номеров.

Ознакомившись с расписанием, я двинулся на перегон — обратно, в сторону Витебска. Поездов не было. Вскоре заметил, что в этом походе не одинок: по путям шло ещё несколько человек. Чуть попозже разглядел оранжевые жилетки. Путейцы выдёргивали из насыпи сигнальные знаки для снегоочистителей. Так и добрались «вместе» с интервалом в несколько сот метров до следующей остановки — пл. Крестьянка. Там я отошёл с пути в сторону и пропустил группу. В ней оказался только один незамеченный мной участник — путеизмерительная тележка.

Вернулся чуть назад: два жёлтых на входном ст. Медведёвка уже ждали один из тех 600-х поездов. Под светофором, у развилки путей кучковались и путейцы. Когда ТЭП60-0445 протащил состав, они куда-то исчезли… За поездом последовал и я. Двухпутный перегон в горловине превращался в один станционный путь и ещё один, уходивший куда-то в сторону. Шум стрелочных приводов и сигналы светофора подсказали, что маршрут собрали именно с этого — ответвлённого пути. Минут через десять ТЭП70-0314 протащил какой-то ПДС со стороны Петербурга.

Я решил пройтись по новому пути. Привычка, рождённая на БМО, давала надежду, что пути временно разошлись (я запомнил, когда ехал сюда, такой же путь, уходивший от ст. Медведёвка в обратном направлении). Немногим дальше стало понятно: ветки и не думали сближаться. Зато появился пост, где пути со стороны Витебска и Орши сошлись. Я оказался на обходе города. Маршрут решил не менять. Поезда долго не появлялись — более того, они по закону подлости начали грохотать на основном Оршанском ходу.

Фото: В. Демянченко, 7.03.2008. Открыть большое.
3М62У-0063
Впереди уже виднелся входной. Красный сменился на «жёлтый, жёлтый мигающий». Завыла протяжная сирена. Я уже привык к этому предупредительному сигналу белорусских переездов и переходов. И разместился на краю выемки. Ждать опять пришлось долго, но потом… Из-за кривой вынырнул смоленский 3М62У… Такая машина у меня в коллекции всего одна — снята на ст. Смоленск два года назад. Паршивенько снята. Это была вторая — в её съёмке стоило постараться… Локомотив проехал мимо, обдав меня не очень-то дружелюбным свистом — интересно, бригады российских локомотивов правда менее приветливы или за две белорусских поездки мне только так «везло»?

На мосту через речку Лучоса охраны не нашлось, и он был без труда преодолён. За мостом вновь стрелка. Найти путь, ведущий на станцию радиального направления, по наитию было не сложно. Он и вывел меня в раздельный пункт Лучёса на линии Смоленск — Витебск. Новый вокзал привлёк моё внимание ещё во время прибытия в город рано утром. На нём я и разместился на полчаса, дожидаясь прибытия дизеля… из Орши: маршруты в Витебске выстроены так, что поездка в Оршу может начаться и закончиться на Смоленском ходу. Успев снять несколько поездов, я погрузился в ДДБ1 с головой 16, на котором выезжал утром в Сосновку.

Фото: В. Демянченко, 7.03.2008. Открыть большое.
ЧМЭ3т-7415 с видеокамерой
Фото: В. Демянченко, 7.03.2008. Открыть большое.
Смоленский поезд из АЧ2-066 и 064
Поезд вернулся в Витебск около двух часов дня. После прибытия я успел снять дизель из двух оранжевых АЧ2 (потом товарищ мне подскажет, что эти машины должны были стать рабочим поездом путейцев) и вагонов АПЧ2 и углядеть пару Чмух, таскавших вагоны с сортировочной горки по путям вокзала, не снабжённым платформами. Они-то меня и удивили: на капотах тепловозов были установлены видеокамеры. Только успел сделать пару кадров — железнодорожник, как раз около тепловоза переходивший в неположенном месте пути, поинтересовался, что интересного в тепловозе. И почему-то очень удивился, когда узнал, что в России тепловозы ездят без камер.

Выезд с привокзальной площади в Витебске чем-то похож на минский: прямо от вокзала отходит широкая улица с автобусно-троллейбусным движением, правее уходит улица поменьше, но с трамвайными путями. Разница в том, что широкая улица называется улицей Кирова и тянется через весь город. По ней я и направился в центр. Старинный храм, разрушенный во время войны и недавно восстановленный; монумент «вечного огня»; открытая сцена, где проходят фестивали «Славянский базар»… Это неполный список того, что посмотрел за 2 часа зигзагов по центру. Потом был перекус в кафе-мороженое.

К моему возвращению на вокзал на улице было уже темно. Это заставило меня быстро спрятаться в здание вокзала. А точнее — в пункт доступа в Интернет в вокзальном почтовом отделении. Именно там скоротал время до половины десятого. Затем объявили посадку на поезд… Вагон № 21 поезда Витебск — Лынтупы — Друя. Купейный. Беспересадочный. В Полоцке нам предстояло простоять 2 часа, а затем прицепиться к местному поезду до Минска. Впрочем, уставший за день, весь первый в своей жизни процесс перецепки я всё равно проспал.

В Минск приехали по графику. Наш вагон был последним, так что не успеть на отцепку тепловоза я был обязан. В начале дня было решено ехать на перегон. На единственный известный мне перегон — Колядичи — Михановичи: именно там, в начале гомельского направления, я снимал 1 апреля 2007. Проехал на одну остановку дальше, чем год назад — до станции Михановичи. Потопал обратно.

Фото: В. Демянченко, 8.03.2008. Открыть большое.
ЧС4т-592
Фото: В. Демянченко, 8.03.2008. Открыть большое.
«Юбилейная» ЭР9Т-700
Вначале порадовали два 2ТЭ10У, пролетевшие в сторону Минска: год назад такой был только один, зато «по солнцу». Как обычно, прошло полдесятка ЭР9*, ТЭП60, ТЭП70, ТЭП70БС. И даже ЧС4Т-592 с ПДСом, который увидеть здесь я не ожидал. Когда почти подошёл к платформе Мачулищи, пролетел ДРБ1-500 — точно так же, как и год назад.

ЭР9М-580 привезла меня в Минск в середине первого часа. Можно было заселяться в гостиницу. Она, тем более, находится рядом с вокзалом. Сообщив женщине под табличкой «Извините, мест нет», что у меня уже всё забронировано, я вскоре получил чек с надписью «Станция Минск-Пассажирский». Мне предстояло ночевать на вокзале. Впрочем, подразделение главного «раздельного пункта» Белоруссии весьма удобно оснастило эту ночёвку: номер был вполне современно отделан и обставлен, были холодильник, телевизор, душ… Судя по мебели, жилище за примерно 980 российских рублей было двухместным. С видом из окна повезло меньше: за стеклом были не пути и даже не привокзальная площадь, а крыша того самого вокзала.

Фото: В. Демянченко, 8.03.2008. Открыть большое.
Пешеходно-велосипедная дорожка
Часть вещей выложена, маршрут прогулки по городу построен — можно выбираться наружу. В начале подобие обеда — в быстроедальне напротив вокзала. Затем в город: от площади Независимости к набережной Свислочи. Сохранившиеся части центра белорусской столицы больше похожи на старые европейские города, нежели на российские: небольшие домики под черепичной крышей, тесно прижатые друг к другу. То и дело встречаются католические храмы. На улицах по-весеннему тепло… и не по-весеннему чисто. Не впервые, бродя по белорусским городам, снимаю дорожные знаки… Самые обычные знаки, какие есть и в наших правилах движения… Разница только в том, что в России, кроме правил, таких знаков я нигде не видел. Дошёл до метро Немига. Здесь главные достопримечательности города, известные по путеводителям: Троицкое предместье, Свято-Духов собор. Восьмого марта здесь ещё и праздничная ярмарка.

Прогулки по центру завершились в этот день площадью Победы: к этому времени фотик дал понять, что наступил вечер, и пора сворачиваться. Я погрузился в автобус сотого маршрута, который проходит по проспекту Независимости через весь центр, и вышел у метро Октябрьская. Поужинал в «ресторане» одной из известных сетей в там же, на «Октябрьской». Ещё час за компьютером в вокзальном отделении «Белпочты» — и около половины восьмого я добрался до номера.

Новый день начался для меня в 8 утра. На завтрак я перекусил печеньем и минералкой, сдал номер, выехал из гостиницы. Забежав на вокзал, выяснил, что до электрички на Столбцы осталось меньше 15 минут. И отправляется она от платформы Институт Культуры. Одна остановка на метро — и я уже там.

Успел. Высадился на остановке Птичь — сразу после Помыслища — первой станции в пригороде. Сначала большая кривая на насыпи с мостом через речку, потом небольшие выемки. Несколько электричек, два ПДСа под ЧС4Т: минским и вяземским. И грузовой под ВЛ80с.

Фото: В. Демянченко, 9.03.2008. Открыть большое.
2ТЭ10М-3607
От станции Помыслище отходит 4 перегона: два, кроме главного хода, составляют обход Минска и соединяют Брестское направление с линиями на Молодечно и Осиповичи. От западной горловины начинаются пути к станции Дегтярёвка, на Молодечно. Перейдя пригорок между двумя выемками, я оказался уже на новом перегоне. Эту двухпутку, видимо, электрифицировали совсем недавно. Может быть, медная нить и вовсе обрывается где-нибудь неподалёку. Так или иначе, витебские 2ТЭ10М и гомельские 2ТЭ10У здесь «коптят провода». На склоне выемки я провёл всего около получаса — за это время даже снял пару составов. Электричка, на которую я рассчитывал, выезжая из Минска утром, в расписании платформы Птичь была исправлена на: «в ходу по рабочим». Ещё на подходе к вокзалу надежду угробила дежурная по Помыслищу, сообщив по радио об отмене поезда.

Простой расчёт показал, что за час я успею покрыть расстояние до о.п. Роща. Путь по шпалам был продолжен. Это позволило снять на перегоне ещё один товарняк под ВЛ80с-547 и пару электричек. Платформа Роща — это как наше Косино, Битца или Востряково: с неё уже видно МКАД — Минскую кольцевую автодорогу. Если верить карте, ещё через 10 минут ходьбы я мог бы уже устроиться в городском автобусе и на нём доехать до вокзала. Но и до электрички оставалось 15 минут…

Фото: В. Демянченко, 9.03.2008. Открыть большое.
На этом месте может быть стрелка…
Фото: В. Демянченко, 9.03.2008. Открыть большое.
АКСМ-60102 № 044
Фото: В. Демянченко, 9.03.2008. Открыть большое.
ДК профсоюзов
После прибытия на Минск-Сортировочный (о.п. Институт Культуры) и съёмки притаившегося невдалеке от перрона ДР1Б-500 — второй раунд осмотра города. Прогулка по проспекту Независимости, съёмка зданий и городского транспорта… Местный ГАИшник подошёл один раз. Поинтересовался фотоаппаратом, спросил, хорошо ли движение получается снимать — и дальше пошёл. Кульминация автобусно-троллейбусной фотосессии была намечена на конечной «Московский автовокзал» на востоке города.

Расположение этих «ворот города» немного удивило: Московский автовокзал находится примерно в 10 минутах ходьбы от одноимённой станции метро… И примерно на таком же расстоянии от метро «Восток». Зато рядом с новой городской достопримечательностью — стеклянным кубиком белорусской национальной библиотеки. Второй факт удивил не меньше первого: увидев здание на одном из сайтов-путеводителей, я ожидал встретить его где-нибудь в центре столицы.

Фото: В. Демянченко, 9.03.2008. Открыть большое.
Автобусы Неман-52012
Фото: В. Демянченко, 9.03.2008. Открыть большое.
МАЗ-251
Фото: В. Демянченко, 9.03.2008. Открыть большое.
МАЗ-152
На автобусном вокзале удалось поймать большую часть линейки автобусов Минского автозавода: и машинку средней вместимости (это как наш ПАЗик) МАЗ-256, и известные городские МАЗы-103 и 104, и длинные 105-е. В тот же список междугородная версия МАЗ-152 и МАЗ-251 для дальнего межгорода. «Мазовый» (ударение куда хотите — туда и ставьте) строй нарушил только Неман-52012 — белорусский аналог нашего ЛиАЗа-5256.

Вечерело. К железнодорожному вокзалу — на 105-м МАЗе 100-го маршрута — здесь я уже упоминал об этом дублёре метрополитена. Потом снова в Сеть: в «Белпочте» мест не было, посему проследовал на третий этаж, в интернет-зал дорожного ОРСа. Полчаса ожидания после «сеанса связи» — и проводница, немало удивившись в Минске билету РЖД да ещё с оплаченным постельным бельём, впустила меня в вагон поезда № 307 Смоленск-Брест.

О том, что этот поезд преодолевает путь от Минска до Бреста вдвое дольше большинства других только за счёт движения не главным ходом, я узнал утром, разобравшись, куда из окон потерялись второй путь и контактная подвеска. Традиционный для меня завтрак с чаем был под угрозой срыва: у проводницы решительно не набиралось сдачи с банкноты в 20 белорусских тысяч, а ничего другого для оплаты 370 рублей у меня не предвиделось. Выхода, который нашла хозяйка вагона, я ожидал меньше всего: стакан чаю был мне просто подарен.

Фото: В. Демянченко, 10.03.2008. Открыть большое.
Польский электровоз EP07-301
Прибытие состоялось точно по расписанию, тепловоз отцепили по-белорусски быстро, так что я только и дошёл до головы, чтобы узнать, что это был ТЭП60. За стеклом «мытной залы» (таможенный зал — белорус.) была видна толпа людей. Состав поезда из белорусских сидячих вагонов и польского электровоза ещё осматривали мужчины и женщины в зелёной форме. Такие же дежурили под каждым вторым электростолбом. Отправление «скорого поезда Брест-Тересполь» ожидалось в самом начале 11-го часа. Именно этого момента я решил дождаться, чтобы поймать глазастого иностранца EP07-301, как только он выедет из охраняемой зоны.

— Точка найдена. Стоим, ждём. Или лучше перебраться на ту сторону? Хоть не так против солнца получится… Надо перейти. Стоп! Поезд тронулся. Никаких передвижений, это не Бирюлёво. Снимаем по тем условиям, какие есть… Как быстро разогнался! Общий план, крупнее, крупный, — вот примерно так прошёл момент съёмки. Ответив на приветственный жест «пана машиниста», в кителе и фуражке похожего на армейского генерала; и убедившись, что в меня ещё не летят пули погранцов, я удалился с вокзала.

Дорогу к крепости с моста, пересекающего горловину станции, указывал дорожный знак. Дальше пришлось потревожить одну прохожую и «отомстить» вопросом о курсе на крепость дворничихе, которой понадобилось узнать время. Три поворота — и я на огромной площади с сувенирным магазином и вымощенной дорожкой. Кадр — и впе…

По-моему, это паровоз. Ну что, я паровоза не узнаю? Да, паровоз. Надо подойти ближе. Действительно, музей Белорусской железной дороги находится недалеко от Брестской крепости, хотя поиски станции Брест-Южный все карты города предоставляют фантазии своего владельца. Но 10 марта — это понедельник, и музей, конечно, бездействует. Так что, удовлетворившись парой кадров машин, стоящих «в авангарде» на трёх путях, я быстро вернулся к первоначальному маршруту.

Фото: В. Демянченко, 10.03.2008. Открыть большое.
Главный вход мемориала
Монументальная «крепость-герой» поражала с самого начала: главный вход оказался огромной каменной глыбой, уложенную прямо на старую стену из красных кирпичей. Над воротами в насквозь прорезали исполинскую пятиконечную звезду. Тишину пустынной огромной площади нарушало тиканье… Потом раздался гул самолётов, взрывы, вой сирен. Ворота голосом Юрия Левитана начали официальное сообщение: «Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…» — текст, по-моему, известный. на территории я ещё несколько раз встречусь со звуковым оформлением и начну удивляться: почему его не используют в других таких комплексах?


Фото: В. Демянченко, 10.03.2008. Открыть большое.
«Шепчутся с Бугом плакучие ивы…» Хоть это и р. Мухавец.

Фото: В. Демянченко, 10.03.2008. Открыть большое.
Тереспольские (западные) ворота в войну расширили

Фото: В. Демянченко, 10.03.2008. Открыть большое.
Монумент «Жажда»

Фото: В. Демянченко, 10.03.2008. Открыть большое.
Главный монумент «Мужество»

Фото: В. Демянченко, 10.03.2008. Открыть большое.
«Дерево войны» с территории крепости


По Брестской крепости я бродил три с половиной часа: вначале по территории, а потом и по музею. Хорошая погода, монументальное окружение и отсутствие народа, который так раздражает во всяких массовых местах, были этому помощью. Людей и правда было мало: мне попалось всего 5 или 6 семей с детьми. В музейных залах свет и вовсе включали специально для меня и после ухода немедленно его гасили.

Фото: В. Демянченко, 10.03.2008. Открыть большое.
Двухколейный путь
Побродив по музею и закупившись там сувенирами, около 2 часов дня я вышел из крепости через северные ворота. От того, что дошёл до перегона западнее станции Брест-Центральный (а может, это уже была ст. Брест-Западный), — ничего не выиграл: как и следовало ожидать, железная дорога в этих местах уже огорожена и под охраной. До вокзала дошёл по северной части города, по дороге наткнувшись на один комбинированный путь нашей и европейской колеи.

На подходах к Бресту-Центальному заметил ещё один польский электровоз: он как раз притащил поезд из Праги. Тут же прикатил ЧМЭ3т-7098, снабжённый винтовыми стяжками и тележками колеи 1435 мм, быстро прицепился в хвосте и вскоре утащил состав в вагонный участок переобуваться. Следом к западной горловине поехал и поляк EU07-010 — я решил не терять ни минуты для съёмки. Локомотив показывал хорошую динамику, и мешкать не получалось. Вот он скрылся за мостом, вот возвращается… Машина остановилась перед маневровым сигналом, не доехав до платформы, у которой уже дежурили вагоны тереспольского поезда. Времени тоже терять не стоило: неизвестно, когда откроют маневровый. Кадр, два, с другой стороны, подняться на мост и сверху — это потом я узнаю, что машина не будет шевелиться целый час…

Фото: В. Демянченко, 10.03.2008. Открыть большое.
Вокзал Брест
Пришло время собираться в обратную дорогу. Для этого был избран продуктовый магазин рядом с вокзалом, на южной стороне города. Там же я решил перекусить небольшим, но горячим подобием пиццы. Когда вновь вернулся на станцию, пражский поезд уже выставили на её московскую сторону. На разных путях красовались ещё несколько составов. У вокзала уже занял место и мой 28-й. В вагон я собирался пойти около 5 вечера, когда прибудет тереспольский в 16:54. Но тот не пришёл ни вовремя, ни с 10-, ни с 15-минутным опозданием. Так что на состав я ушёл облизываясь.

Купе заполнилось только к Барановичам: со мной ехали бывший проводник почтового вагона из Саратова, живущий теперь в Лыткарине и ездящий к родне в Брест, и житель Берёзы (нет, не жук-короед), работающий в Одинцове. Четвёртый пассажир… А я и не помню его.

В Москве мы были в 9:20. Все в купе собирались на работу. Туда же прямо с вокзала направился и я. Ведь уже шёл рабочий вторник.

В. Демянченко,
7-10 марта 2008


[ Написать автору этого текста ]

Чтобы оставлять комментарии, вы не должны быть анонимным пользователем!



Логин: Пароль:
Запомнить
Регистрация


Администрация сайта

Страница загружена за 0.2724 сек.