Транспортная галерея «Рельсы и дороги» > Путевые заметки > «Челябинская золотая осень настолько сурова…»Печатать

Челябинская золотая осень настолько сурова…
(версия для распечатки, к полной версии)
 
Путевой журнал:«Анекдот про Вовочку»
Заметка:Челябинская золотая осень настолько сурова…
Автор:© В. Демянченко
Дата:4-6.10.2008
Маршрут:Москва - Челябинск - Миасс - Хребет - Усть-Катав - Челябинск - Москва
Режим поездки:Тур. поход
Участники:В. Демянченко, С. Абрамкин
Серьёзность:Испытания новго для себя типа поездки
Впечатления:Положительные, если оценивать через пару дней
Выполнено:Всё задуманное. А что было задумано — не скажу.
Дополнительно читать:Отчёт о Большой поездке-2007, часть 1; предыдущая поездка на ЧМК
Все фото из поездки:Выпуск от 19.10.2008
Условное название:Урал-2008-796
Изменён:Среда, 30 марта 2011 г., 11:39:51
Вместо предисловия:
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ НАСТОЛЬКО СУРОВА…

«Ну сколько можно рассказывать про Урал?» — спросит читатель. Эта поездка в Челябинск — третья… Ну, прости, читатель! Скоро ты всё поймёшь. Поймёшь, почему эта поездка достойна нескольких килобайт на сайте.


Текст:
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ НАСТОЛЬКО СУРОВА…

«Ну сколько можно рассказывать про Урал?» — спросит читатель. Эта поездка в Челябинск — третья… Ну, прости, читатель! Скоро ты всё поймёшь.

Эту поездку мне предложил Серёга Абрамкин. Я давно просил его об этом, но от одной поездки уже отказался весной. О нынешней узнал вечером 1 октября. Режим — туристический поход, с палаткой и всем прочим; место — Южный Урал, от Миасса до Усть-Катава; время — 4-6 октября. Эхх, жаль, что после весеннего предложения я так и не удосужился заняться экипировкой! Сергей и сам понял, что предложил поздно: не рассчитывал уже на компанию. Мне же поехать хотелось, но нужны ещё спальные принадлежности, соответствующих размеров рюкзак и понедельник. Охота, как говорят, пуще неволи. Последнее — самое простое — было сразу и выполнено.

Днём в четверг, когда я уже бросил идею поездки, коллега предложил мне свою экипировку. Ещё советских времён, но именно по нужному списку.

Сергей к тому времени уж был в авиакассе, поэтому я его «догонял» по интернету. «Туда» билет купил на тот же рейс «Скайэкспресса», обратно СА обещал лететь каким-то «Кубаньавиатрансом», у которого на сайте билеты не продаются. Себе я купил «Аэрофлот». Правильно я поступаю или нет — но не сдавать же билеты, в самом деле!

В пятницу на работе назначили поездку в филиал в Раменском. Коллега завёз с утра снаряжение — рюкзак гордого типа «станковый», пенку в человеческий рост, разрезанную зачем-то на 4 листа, и спальник-одеяло… Покончив с Раменским, я приступил к укладке вещей.

Когда сборы кончились — не люблю иметь какие-то вопросы по обратному пути — решил позвонить в «Аэрофлот» и спросить, не будет ли сложностей с оформлением забронированного билета в кассе в аэропорту Челябинска. Если уж поездку срывать — лучше на прямом направлении, а не на обратном. Справочная долго не отвечала, а затем неприятным тоном сказала, что не будет. Потом подумала и заметила, что кассы «Аэрофлота» в Баландино нет (при этом сайт утверждал обратное). Предложила позвонить в челябинское представительство. В 7 вечера местного пятничного времени моего звонка там, разумеется, ждали…

Пришлось всё бросить, и ехать в центр, получать бумажный билет. Оформить билет, конечно, успел, но затея подремать пару часиков или поужинать пошла прахом.

С Сергеем встретились 3 октября в 20:50 прямо на станции Рязанский Проспект. Ему-то по пути. Поплелись во Внуково и попали туда больше чем за два часа до вылета. Интересно, что регистрация здесь началась всего за час. Да, к тому же, во Внукове регистрацию проходят до спецконтроля, а не как в Шереметьеве. Так что больше часа мы сидели посреди зала на рюкзаках. Когда формальности закончились, аэропортовый «Neoplan», а затем Боинг-737-500 довезли нас в Челябинск. Надо сказать, что «Скаевские» пилоты рулят по аэропорту гораздо резвее «Аэрофлотовских» — будто до этого они водили автобусы. После посадки в Баландине, пока мы рулили по полосе, кто-то даже предположил, что путь до города продолжится в самолёте по земле.

Прилёт около 5:30 местного времени, спустя ровно 2 часа надо быть в электричке… А ведь надо ещё багаж получить… Маршрутка подошла не сразу. В общем, на вокзале были в 7:10 или даже 7:15. Продуктовых магазинов близко к вокзалу не было и не появилось, а даже до «Пятёрочки» дойти — времени не было. А вот очередь в кассу была — и немаленькая. Если верить билету, он был куплен в 5:30 московского времени…

Фото: В. Демянченко, 4.10.2008. Открыть большое.
«Не будь зайцем!..»
Начала проявляться моя самая крупная ошибка в эту поездку — я совершенно не подумал уточнить ничего про еду, так что инструкцию Сергея «бери одежду, спальник, пенку и рюкзак, чтобы всё это нести» — выполнил буквально. Потому вся еда — Сергеевы батон с/к колбасы и буханка хлеба. Ну, и бутылка воды из печатного киоска на привокзальной площади.

Конечно, еду мы потом покупали несколько раз, но… Ладно, по порядку.

Утренняя электричка до Миасса была переполнена — видно, Сергей не ошибся с хорошим прогнозом погоды. Большинство народу — в основном, дачники — вылезло, задолго до гор — мы в это время ещё дремали. В Миассе пересели в пригородный Учалы — Златоуст. Доехали до станции Хребет к половине одинннадцатого. Поснимали там, но около станции было не очень-то живописно — наш маршрут продолжился пешком до Сыростана. Сергей решил «срезать» одну кривую, так что мы немного поплутали по лесу и чуть не затеяли форсирование водоёма — он вовремя оказался прудом. Когда вернулись к путям — в ожидании поезда для съёмки получился привал: я успел не только что-то маленькое слопать, но и подремать. Уличная температура за это время значительно изменилась: мы постепенно вылезли из курток и свитеров, оставшись в футболках-рубашках.

Фото: В. Демянченко, 4.10.2008. Открыть большое.
Выемка на перегоне
Уржумка — Хребет
Фото: В. Демянченко, 4.10.2008. Открыть большое.
ВЛ10у-501
с грузовым поездом
Фото: В. Демянченко, 4.10.2008. Открыть большое.
«Весь в золоте»
ВЛ10К-779
Фото: В. Демянченко, 4.10.2008. Открыть большое.
ВЛ10-1321 с поездом. Осень.
Фото: В. Демянченко, 4.10.2008. Открыть большое.
ЭР2Т-7236:
из осени в Челябинск

На станции Сыростан в зале ожидания есть небольшой ларёк. Там можно пополнить запасы воды. Мы ещё добыли пару пирожных, похожих на необработанный комок кондитерской массы. Всё остальное из тамошней еды было слишком «серьёзно» для такой поездки — его надо было готовить. Секция 2ТЭ10В-4126 в это время каталась по станции с полувагонами, то заезжая на путь местного горнодобывающего производства, то выезжая к выходному светофору. Там мы и сделали несколько «медведевых» снимков. Там же, на небольшой горке по «спускающейся» стороне от путей встретили пассажирский поезд. Он немного задержался, зато подарил нам тёмно-красный ЧС7-253.

На перегоне Сыростан — Флюсовая мы поднялись на тот самый «склон над озером», где я год назад потерял крышку от объектива. Правда, в этот раз я там уже ничего не потерял. И не нашёл. Зато сняли сплотку ВЛ10 и секцию 2ТЭ10В, накатавшуюся по Сыростану.

Фото: В. Демянченко, 4.10.2008. Открыть большое.
ВЛ10п-971 с поездом
Харьков — Владивосток
Срезав путь на петле 1988-89 километра, мы пришли к о.п. Тургояк. Дело было уже на закате. Маршрут, запланированный на первый день Сергеем, был выполнен точно. Дождались электрички, вернулись на Хребет. Серёга поставил свою палатку и мы в неё залезли. Мне было прохладно, пока я не залез в спальник. В нём, пригрелся… И к середине ночи даже зимнюю шапку с себя стянул. Стояли мы внутри железнодорожной петли… Я думал, что звук колёс доставит больше неудобств. Оказалось — нет. Если просыпался — слышал колёса, но из-за их стука или хотя бы от вспышек на секционном разделителе в горловине станции — ни разу. Ну, оно и очевидно: предыдущая бессонная ночь и целый день движения с рюкзаком — сделали своё дело.

Встали около 5 утра — к ночной электричке. В ней доехали до Златоуста, как было написано. Вышли, я купил билеты, Серёга — что-то в ларьке с едой. Ещё он успел снять ВЛ10-523-1 — около него стояли какие-то мужики, так что я мог пережить без такого кадра: у меня дневной прошлогодний есть. Та же ЭР2-617 должна была ехать и дальше — до самого Кропачёва. Вернулись в свой вагон, сменили только место. Дорогой — а до пункта назначения ещё порядка трёх часов — в основном, дремали. Сергей снимал в окна пейзажи с участием утреннего тумана, мне же стёкла показались грязными, так что я, периодически открывая глаза, удовлетворился просмотром.

Вышли на пл. 1799 км — это за Усть-Катавом. Там сразу поднялись на гору с отвесной стеной и пологим склоном за рекой напротив… Но поездов было мало, а все ПДСы (задержавшийся карагандинский, вечный Новокузнецк-Кисловодск и ещё что-то из Нижневартовска) и вовсе против солнца…

Фото: В. Демянченко, 5.10.2008. Открыть большое.
ВЛ10У-095 прячется в выемку
Фото: В. Демянченко, 5.10.2008. Открыть большое.
ВЛ10у с грузовым поездом
Переместились дальше — за поворотом ситуация точно-обратная: у нас пологий склон, за рекой скалы. И мы внутри кривой. Здесь пропустили несколько товарняков и единственный ПДС «по солнцу» — на восток. Вернулись к глубокой выемке (она как раз разделяет два «склонных» участка) — солнце в неё заглянуло, так что мы встретили ещё один товарняк.

Путь продолжился к мосту через Юрюзань. С трудом забрались по крутому склону выемки, сделали по несколько экстремальных кадров, держась за деревья на склоне… Испачкались немного: стволы все в саже, как от низового пожара. Это усиливало впечатление от выбранной точки опоры. Страшный склон, особенно когда спускаться. Зато и вид на долину реки, перегон и мост — замечательный.

Фото: В. Демянченко, 5.10.2008. Открыть большое.
ЧС2-882 с поездом
Дошли до, собственно, известного моста через Юрюзань, сняли один поезд прямо при его проходе — и пошли обратно. Около самого моста есть о.п. 1795 км, но ждать пригородного там мы не стали. Первая причина понятна, да и времени было чуть больше часа — вполне укладывались, чтобы ещё поснимать. Добрались до остановки, вернулись в Усть-Катав на пригородном Кропачёво — Вязовая. Это тоже — как и вчерашний Учалинский — электровоз с двумя вагонами. Только с 2-секционным ВЛ10.

В Катаве я хотел было снять наш пригородный поезд, но на платформе пассажиров встречала милиция, так что разумнее было не шевелиться. В здании вокзала мы приобрели билеты до Челябинска на 14-й поезд. Неплохая альтернатива ночной электричке — с утра мы оба впервые прибудем в город на «Южном Урале».

Фото: В. Демянченко, 5.10.2008. Открыть большое.
Трамвайная линия
Фото: В. Демянченко, 5.10.2008. Открыть большое.
р. Юрюзань
в Усть-Катаве
Около 16 часов вышли со станции. Центр Усть-Катава в 10-15 минут от вокзала — не Волоколамск, конечно, но всё же. Там были найдены магазины… Кхм, ну впервые оказаться в продуктовом магазине на второй день поездки (притом, не приготавливая пищу заранее) — это у меня впервые. «Уловом» стали булки, йогурт… а ещё мне понравились Сергеевы перегонные мечты о яблоке — их тоже воплотили. А ещё немного пофотографировали трамвайную линию… у остановки «КБО».

Отправились к востоку. Посидели на небольшой горке у горловины станции между перегоном и рекой, там перекусили… Хотя у меня это уже получилось с трудом: видно, после дня скромного питания организм решил, что кормить в этом веке уже не будут…

После такого отдыха полезли на высокую и относительно крутую гору на другой стороне перегона (хотя, и не то, что наши утренние того же дня)… Поснимали — вид на железку здесь весьма живописен — и по склону «горизонтально» перешли на большой «мыс» на склоне (ведущий убежал куда-то вперёд, я же продвигался медленно, периодически гася проскальзывание — как ясно из этого рассказа, с успехом), и около 19 часов встали на ночлег. В первый и последний раз легли засветло.

Фото: В. Демянченко, 5.10.2008. Открыть большое.
ВЛ10У-091 приближается к Усть-Катаву
Фото: В. Демянченко, 5.10.2008. Открыть большое.
Горно-речной пейзаж

Проснулись в три часа ночи. Собрались. Каким-то образом спустились вниз. Как я не брякнулся, не знаю: никогда ещё не спускался ночью с гор, тем более с каменистых да ещё с травой в росе. Пришли на платформу одновременно с «Южным Уралом». Состав, правда, был целиком сформирован из вагонов «Магнитки». Погрузились в вагон на две верхних полки — и снова уснули. В сумме мы этой ночью мы проспали аж 10 часов.

Так и доехали. Первым в плане для Челябинска стоял ЧМК. Куда ж без ВЛ22м? До завода доехали по моей памяти. От автобусной остановки Сергей решил идти по одному из подъездных путей… Там нам встретился ВЛ22м… Мы его сняли, и дошли до ст. Металлургическая. Там нам встретились охранники. Они нас пригласили в свою сторожку. Якобы, мы находились на территории завода. Хотя никаких оград там нет. Может, стоило поспорить — но снимать-то всё равно бы не получилось. Продержали в сторожке, пока не приехал старший смены. Он нас забрал к начальнику караула — в здание «Доменной» проходной. Начальник караула оказался каким-то особенно неприветливым и хотел у нас вначале чего-нибудь изъять, потом — отдать в милицию, потом — в службу безопасности комбината. Составили акты, как если бы мы что-то проносили на завод или оттуда, и порасспрашивали: кто такие, откуда узнали… Заставили написать объяснения, где мы дружно отметили, что заборов нигде нет, а там, где они есть, не было нас; станция, по всем справочникам, — территория ЮУЖД и вообще, нам нужны электровозы. Ну, я не стал говорить, что полгода назад поснимал здесь же успешнее.

Фото: В. Демянченко, 13.06.2008. Открыть большое.
ВЛ22м-1925…
летом съёмка была успешней
Потом отвели к закреплённому милиционеру в одну из соседних комнаток. Он не нашёл «никакого состава», и рекомендовал нас отпустить. В ответ на идею изъять фотоаппараты сказал, что отвечать за это не будет. Начальник караула всё равно настоял на вызове службы безопасности. А какой-то особенно вредный сотрудник оттуда и вовсе позвонил какому-то начальнику из районного ОВД. Представитель СБ заставил нас удалить фото электровоза. Сергей накануне снимал солнце и забыл сменить настройки, так что у него всё равно вышел жестокий брак; я удалил фото спокойно, т.к. Знал, что с восстановлением данных сложностей не будет. Теперь претензий к нам и вовсе быть не могло — зато был никому не нужный сигнал руководству ОВД.

Милиционер и СБшник начали решать, как же отделаться, и проклинать того идиота, который позвонил начальнику: время обеда не только наступило, но и уже прошло. И вообще, у всех есть своя работа…

Сотрудник милиции позвонил в отдел и долго убеждал шефа, что ничего противозаконного мы не совершили, никуда не проникали и держать нас не за что — это он сам проверил. Сошлись на том, что последним пунктом нашей «экскурсии» — ОВД Металлургического района. «Заводской» мент нас туда отвёз и оставил, поручив: «дождитесь, пока вас запишут, и можете быть свободны». Через какое-то время появился оператор информационной системы, нас пропустили через сканер отпечатков пальцев и фотоаппарат. Меня, оператор предупредил, что «воровать теперь только в перчатках». На это я на всякий случай выдал «только в Челябинской области или вообще?»

— Ну, если запрос придёт…

Фото: В. Демянченко, 6.10.2008. Открыть большое.
Лужков и в Челябинске «наследил»…
Вскоре мы поехали в центр, и там поели в каком-то заведении русской кухни. Погуляли по Кировке (постоянный читатель знает, что так называют местный «Арбат»), а затем уже настала пора ехать на вокзал в камеру хранения за рюкзаками, а затем в Баландино. У аэропорта мы были уже затемно, разместились на небольшом лугу примерно в полукилометре от площади. Хотели зайти дальше, за кусты — но там оказалось болото.

Только расставили палатку — УАЗик службы авиабезопасности… Вскоре — ещё один, милицейский… «Кто такие, что здесь…» Менты серьёзные: «к машине походить по одному», «Калаш» наизготовку. Ну, билеты, паспорта… «Туристы, вылет утром, были в походе по Южному Уралу…» — проследи за нами кто весь этот день — ему было бы заметно, что утренняя «репетиция» прошла не зря. Досмотрели. Переписали. (в темноте наше желание облегчить им задачу, сказав, что «нас уже сегодня переписывали в вашем отделе», могли понять не так, так что мы не выступали) Один из ментов обратился к Абрамкину: «Операция «Челябинск»? — а затем передал по рации: «Не реагируют! Забирать?»

То есть, похоже, искали кого-то конкретного.

Рация сказала: «Они нам не нужны, оставьте их в покое! Если у них есть мобильники — обменяйтесь телефонами, чтоб позвонили, если кого постороннего увидят». Они, правда, нам никаких номеров не оставили.

Милиция уехала, сотрудник САБ оказался из Дмитрова (раньше работал в Шереметьеве), а дед-водитель их УАЗа пообещал встретить нас утром в дверях аэропорта — «легенду проверить», наверное. Правда, не встретил. Немного поразмышляв о том, что с оружием наизготовку менты именно здесь ловили кого-то опасного, мы легли спать.

Больше приключений не было. Мы встали в 3:30 местного времени, собрались и прошли в аэровокзал. Фонарик, засунутый «на пузо» под свитер, чтобы погреться, рамка при входе в аэропорт не заметила, зато оператор рентген-установки так и не смогла узнать в сумке фотоаппарат, хотя сканировала её дважды. В Баландине регистрация, как во Внукове, раньше спецконтроля. В маленьком накопителе после контроля мы сидели недолго — меня позвали первым. Весь полёт я проспал: что-то делать совершенно не тянуло. Я приземлился в Ш-1, послал СМС Сергею во Внуково, затратил на получение багажа и поездку до Планерной 1:40 вместо ожидаемых 1:10 и около 9:20 оказался дома.

Очередная уральская поездка вышла суровой… но мне понравилось.

В. Демянченко,
4-6.10.2008


 


Распечатано с: http://rail-road.msk.ru/?text&jl=vd&view=7,
Четверг, 26 декабря 2024 г., 13:52:09
© «Транспортная галерея «Рельсы и дороги»»,
В. Демянченко