Транспортная галерея «Рельсы и дороги» > Путевые заметки > «Большая поездка-2007, вторая часть» | Печатать |
Большая поездка-2007, вторая часть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(версия для распечатки, к полной версии) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вместо предисловия: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БОЛЬШАЯ ПОЕЗДКА-2007, ВТОРАЯ ЧАСТЬ Большая поездка — это глобальная вылазка на основные железнодорожные узлы России. Ее цель — посмотреть новые города, доселе неизвестные мне типы подвижного состава. Маршрут в целом скопирован с поездки, которую предпринимали мои товарищи Дима Изотов и Максим Терёхин в 2006 году. Но, поскольку я еду не вдвоём, а в одиночестве, то по совету Димы поездка разделена а две неравные части. Какая сложнее - не ясно. На вторую часть я выбирался с такими установками: Омск — посмотреть на "много ВЛ10" (хотя видел их и дома, и в Самаре), погулять по прямому, как стрела, перегону дальше ст. Московка. Да и не проезжать же мимо крупный ж/д-узел, который точно по моему пути. Один день. Новосибирск — «столицу Западной Сибири» стоило посмотреть. Метрополитен, ДЖД, если удастся… Железнодорожный музей в Сеятеле (по нему было небольшое димино задание). Электрички ЭС2 (чтобы в коллекции была не только загороженная голова, снятая год назад парке экспериментального кольца Щербинке), знаментые электромотрисы. На осмотр — два дня. Мариинск — ведь это станция стыкования, крайняя западная точка, где можно увидеть ВЛ85! Это мне точно было интересно, поэтому пришлось включить в маршрут и его — пожалуй, это единственное отклонение от «тропки», натоптанной год назад друзьями. На посещение — день. Свердловск — рассчитывал посмотреть на ЧС2, ЭР1, музей депо «Свердловск-Сортировочный», метро. К горам за 1 день явно не успевал. Пермь (в первоначальных планах она была) — в целом, всё то же, что и со Свердловском, но с надеждой встретить электровоз Э13. А далее читайте, что из этого вышло. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текст: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БОЛЬШАЯ ПОЕЗДКА-2007, ВТОРАЯ ЧАСТЬ Дни первый и второй сразу Пятница. Мне много раз приходилось уезжать из Москвы в этот день. Вечерние поезда, которые в субботу утром принесут пассажира в один из городов на расстоянии от 400 до 800 км от столицы, знакомы, думаю, всем любителям. В этот день всё было по-другому. Я торопился на Ярославский вокзал к «Сибиряку», уходящему в 16:20. Начиналась вторая половина Большой поездки по России, запланированной на июль-2007. Товарищ, который совершил похожий вояж год назад, посоветовал мне разбить маршрут на 2, чтобы было не так сложно. Самой дальней точкой первого этапа стал Челябинск — о той поездке уже всё написано. Сейчас мне предстояло впервые в жизни преодолеть отметку в 3000 км от Москвы. Обычного предпоездочного волнения в этот раз не чувствовалось — ему просто некогда было проявляться. Выходя из дома, я объяснял товарищу, зашедшему по делу и заодно меня проводившему, какие-то срочные вещи… В метро читал книгу на КПК. А на вокзал приехал Дима — тот самый один из первопроходцев моего маршрута — чем доставил мне несколько приятных минут и вовсе удалил всякое волнение перед поездкой (а может, это уже привычка: чего волноваться в 8-ю посадку в поезд за 20 дней?) К нашему входу в вагон купе уже было в сборе. Мне досталось предпоследнее небоковое нижнее место (№ 29). На месте напротив разместился дедушка с удостоверением РЖД, который использовал «Сибиряка» вместо «Нижегородца». Гражданин, разместившийся надо мной, ехал до Перми. Пара с боковых полок (женщина с очень любопытным мужем, который по очереди спросил у соседей всё о них и их поездках) ехала до Новосибирска. В Новосибирске проводник (бригаду нашего вагона составляли два мужчины) должен был высадить и пассажира с полки напротив — он почти не говорил по-русски, и «боковой» только к Дзержинску выпытал, что наш сосед из Китая. Я отлично знал, что поезд идет через Горький: перед выездом даже распечатал расписание из «Экспресс-3». Однако ждал, когда же мы проедем Пушкино. Ошибку обнаружил к Щёлкову, ненадолго оторвавшись от чтения. «Свои» поезда из Москвы («Нижегородец», «Буревестник», «Ярмарку») в Горьком встречают записью одной и той же песенки про любовь к Нижнему Новгороду. Нас встретило «Ты узнаешь её из тысячи», игравшее на весь вокзал. За 12 минут стоянки пройти хотя бы один кордон турникетов и добраться до расписания было трудно. Поэтому я остался на платформе и начал глазами разыскивать источник звука. Этот самый источник был на площади перед вокзалом. Расположенный там торговый центр праздновал «день рождения». Это рассказал пассажир, проехавший на месте напротив до Кирова. Около 10 минут двенадцатого мы тронулись и уже из окон наблюдали салют на той же площади, — это «нас так провожают». Полюбовавшись совмещенным авто-железнодорожным мостом перед станцией Толоконцево (не помню, чтобы рядом с ним была односторонняя понтонная переправа, но, видимо, это на время ремонта), я лёг спать. Выходить в Кирове, который мы проезжали в московские 5 утра, я не собирался. Но, раз уж всё равно проснулся на подъезде, выглянул из вагона. Пока снимал пригородное расписание, дедок, стоявший в кассу, потребовал, чтобы я эту очередь обязательно снял и показал по телевизору, как в Кирове работает только одно кассовое окошко. Но я не послушался. На полке напротив моей уже разместилась женщина. Она ехала до Перми. Китаец с верхнего места в районе Балезино захотел фотографироваться. Половина вагона пыталась включить «внешнюю» фотокамеру его телефона. Отчаявшись, оставили его запечатлять попутчиков через «глаз», размещенный прямо над экраном. Через несколько часов поехали по длинному пока еще 2-путному мостовому переходу (третья линия моста дошла уже до половины реки). Пересекли Каму и оказались на станции Пермь-2. Процедура стандартная: пригородное расписание на «островном» вокзале вроде смоленского, одна электричка (жаль, ЭД4М), стоящая на посадке. Еще видел, как по станции проезжал чусовской ЧМЭ3 с пантографом, но его снять не успел. Свободное пространство в нашем купе закончилось. Это трое пермских компьютерщиков (у одного был билет не в наш вагон, но он переселился) ехали в Тюмень прокладывать локальную сеть в каком-то здании. Причем везли с собой абсолютно всё, что нужно: от плана здания до бухт с кабелем (в Тюмени, видимо, такого не продают). Всё это занимало ровнёхонько все свободные места в рундуках и на 3-х полках. Они устроились играть в разные карточные игры, вскоре получив в компаньоны парня из соседнего купе, который ехал до конечной. Я же продолжил читать с перерывами на сон. И всё было спокойно, если не считать, что, неудачно зацепив руку сибиряка, сидевшего на моей полке, я один раз помог ему облиться только что принесенным чаем. На пути до Свердловска атлас обещал проезд Уральского хребта, однако я, видимо, его упустил. Время в пути между городами оказалась значительно длиннее, чем ожидалось: было несколько «лишних» остановок. В результате на ст. Свердловск-Пасс. мы приехали на 4 минуты позже, чем должны были уехать. Это не могло радовать: опять было непонятно, успею ли скопировать пригородное расписание за время «сокращенной стоянки». Но, убедившись, что от поезда отцепили локомотив (без него-то он вряд ли отправится), я всё же пошел на поиски пригородного расписания. Снимать ПС было некогда и неудобно: я забыл сказать, что на улице в это время шел ливень. Тюмень мы проезжали после полуночи даже по Москве. Посему выходить там я не собирался и после Свердловска быстро устроился спать: подъём предстоял в московские 6 утра. Тем не менее, я заметил, что место напротив досталось пузатому дядьке с полным верхним рядом золотых зубов и гоповатыми манерами. Я был рад, что рано утром покину его. День третий Снять расписание сложно: у большого стенда всегда толпятся люди. Я решил оглянуться… В крайнем окошке кассы увидел Её! Книжку пригородных расписаний. По 15 рублей за штучку. Сидевшая за стеклом дама не торопилась отвлекаться от пересчета денег. Потом начала мне показывать рукой в сторону других окон (хоть написано не было, но, видимо, это администратор или старший кассир). Пришлось громко произнести пароль на начало сеанса связи: «Расписание!» Женщина даже как-то повеселела. Получив деньги, она открыла сейф, достала оттуда (вот ценность-то) стопку из 10 книжек. Вручила одну мне. И тут же начала мне объяснять, как ею пользоваться. Оказалось, что книжка свёрстана точно как служебка: на одной страничке одна пара поездов — туда и обратно. Не самый удобный для пассажира вариант: чтобы увидеть все поезда, на которых могу уехать из Московки, мне потребовалось открыть 7 или 8 страниц — в московской книжке это было бы видно на одной. Сидеть еще 2 часа на вокзале особенно не хотелось. На площади перед ним были маршрутки до Кормиловки. Однако ехать на дальний конец перегона также не хотелось: я зачем-то приучился ходить по перегонам пешком, поэтому рассчитывал так вернуться в Московку. В результате купил билет до бывшей станции Густафьево. Немного поторчав на станции, снял какую-то из местных ЭР2 в фирменной окраске поезда «Иртыш». А еще увидел мужчину. Он выскочил с пешеходного моста как раз тогда, когда последний вагон его поезда проезжал рядом. Побежал. Ухватился за поручень двери самого последнего тамбура — нерабочего. Упал. На скорости около 15 км/ч его несколько метров протащило по краю платформы. Проводница, показывавшая из другого тамбура этого вагона «свёрнутый жёлтый», видимо, ничего и не заметила. Опоздавшего, скорее всего, забрали менты, стоявшие примерно там, где он отпустил поручень. Запомню: на поезд опаздывать вредно. Минут за 15 до отправления подали ЭР2 какого-то из 400-х номеров. Сел в головной вагон, по открытую форточку. Пошел дождь — закрыл форточку. Когда дождь закончился, мои соседи стали совещаться, открывается она или нет. Потом догадались попробовать — открыли. Хорошо снять ЭД4МК-0152, летевшую к следуюей точке моего маршрута, не получилось: как раз в том месте, где я остановился, с ней решил встретиться очередной товарняк. Один грузовой поезд с головы не снял: не успел, да и ВЛ10 против солнца уже было немало. Зато сделал всё, чтобы снять следующий ВЛ10 того же направления. Может, здесь это и норма, но москвичу непривычно видеть электровоз с бригадой в кабине и поднятым пантографом в середине состава! Пролетело ещё несколько подряд пассажирских, ведомых «чебурашками», свердловскими и челябинскими ЧС7 (красавец ЧС7-005 мне и в Челябинске-то не попал в объектив)… Горловина ст. Московка — это 2723 км. Там я сошел с пути и пошел рядом. Пропустил еще один двухгруппный товарняк, несколько пассажирских… Из Московки я рассчитывал уехать на поезде из Татарской около 40 минут седьмого вечера (мы помним: электрички — по-местному). Но надеялся попасть на «городскую» примерно на полчаса раньше. Дойти до платформы вовремя не удалось, опоздал минут на 5. Впрочем, не расстроился: по выходным она всё равно не ходит. Спросив у нескольких проходивших сцепщиков, здесь ли останавливается электричка, я пристроился в ожидании на фундаменте строящегося заборчика (нет там скамеек). Вернувшись в Омск, я еще раз зашел в пригородный вокзал. Администратор удивилась, когда я попросил еще одно расписание. Удовлетворившись объяснением «для товарища» (что чистейшая правда — Сергей, привет!), она вручила мне еще экземпляр книжки. Если бы мне не сказали, что «Ростикс» находится напротив вокзала, я бы его не нашел: вывески через площадь совершенно не было видно. По дороге приобрел еще атлас Омской области (надо ж знать, где сегодня был). Убирал в сумку — подскочил какой-то пьяница: «дай посмотреть календарик». Злого взгляда и фразы «это атлас!» хватило, чтобы он отстал. В «Ростиксе» наконец перекусил, хотя организм всё оставшееся время и с трудом воспринимал какую либо пищу. Потом в камеру хранения… Выяснилось, что где-то потерял жетон. Заплатил штраф в 50 рублей и «за бланки» (бланк заявления об утере и акта о выдаче вещей) по 20 — такая позиция есть в здешнем прейскуранте. С составом поезда «Иртыш» Омск-Новосибирск уже шли манёвры. Да, как и в случае с «Магниткой», внутри вагоны оформлены и для езды до Новосибирска, и для московского плеча. Только, в отличие от Южно-Уральской дороги, здесь не ленятся менять внешние таблички. Пополнив в ларьке на вокзале запасы воды, печенья и растворимой картошки для поедания в поезде, я пошел к вагону. Объявления о начале посадки я не слышал, но она к тому времени уже вовсю шла. Моим спутником стал железнодорожник. Выпускники, видимо, ОМИИТа по части электроснабжения, едущие в сторону управления Западно-Сибирской ж/д, были разбросаны по всему поезду. Мой сосед хвалился коллегам результатами своей медкомиссии. По словам, его допустили до работы монтёром контактной сети с одним ограничением: «без высоты». Люди с верхних полок были менее разговорчивы, так что с уверенностью можно было сказать только то, что это были женщина и парень. День четвёртый С трудом проглотив содержимое банки растворимой картошки, которое хоть и было названо «картофельным пюре с сухариками», вообще не содержало сухариков и к тому же имело препротивнейший вкус, я выгрузился на станции. Как обычно, быстро покидать ее территорию я не собирался — прошел к голове нашего поезда. Он, стоя на 1-м пути, закрывал весь обзор станции. Попав в здание пригородного вокзала, я сфотографировал расписание, попутно выяснив, как добраться до ст. Сеятель, и направился в метро. Заселение в гостиницу всё равно было назначено на местный полдень — через 4 часа. Решил прокатиться по короткой зелёной линии, отходящей от станции «Площадь Гарина-Михайловского» у вокзала. За время поездки я прикупил метрожетонов на сувениры и обнаружил, что здесь работает система транспортных карт, похожая на челябинско-магнитогорскую. Пришлось и здесь обзавестись пластиковой карточкой: оценю систему и сувенир полезный привезу. В начале 10 часа утра по местному времени я вернулся на вокзал. Надежда на то, что музей ЗСЖД на ст. Сеятель работает в понедельник, была крайне мала. Но узнать это я мог только одним способом… Электричка до Искитима отправлялась в 9:40 (опять же по местному, хотя единственные часы на перроне настроены на Москву). Электричка (одна из «круглых» ЭР2К) добиралась до станции на окраине Новосибирска около часа. За это время я успел полюбоваться здешней технологией контроля дверей на остановках в кривых (или не только в них): во время «пассажирской» остановки помощник выходит из первого тамбура, машинист закрывает двери и снимает с них питание. Убедившись, что всё в порядке помощник раздвигает двери и через тамбур проходит в кабину. Питание дверей восстанавливается, поезд трогается. Экспозиция действительно впечатляет: видимо, здесь один из самых больших среди российских железнодорожных музеев. Типичные «Лебедянки», Э пары подвидов и американец с обозначением «Ea». Житель всех музеев, где я был, — легендарный ТЭ3 и ТЭП10, ТЭП60, 2ТЭ10Л, еще вовсю работающие 2ТЭ10М и 2ТЭ116-037… (039 я несколько месяцев назад снимал на ходу в Волоколамске). Обычный набор электровозов постоянного тока и неизвестно как сюда угодивший ВЛ80С-1066-2 (к тому же с указанием на заводской табличке «ВЛ40П-1429-1»). Спецтехника, метровагон и даже небольшая коллекция автомобилей. Понравилось почти всё. Удивили неточности, обычно не свойственные таким учреждениям. Стоя у музейной таблички стоящего здесь ТЭ7, я вовсе подумал о технической неграмотности музея — ну как еще воспринять то, что специально доработанный под пассажирское движение ТЭ3 (более известный как ТЭ7) назвали «Магистральным грузовым тепловозом»? Но в печатных брошюрах род работы локомотива был указан верно. Улыбнулся у электросекции, маркированной «ЭР1-209»: музейная табличка считала, что номер состава 208. На крайнем пути — несколько пассажирских вагонов. Двери открыты, лестницы приставлены. Из одного вышел прилично одетый пожилой человек. Спрашиваю, есть ли туда вход. Почему-то растерявшись, этот сотрудник музея начинает рассказ о том, что вагоны используют как бытовки для работников дорожных эксплуатационных предприятий, которых по очереди присылают в музей на покраску экспонатов. Разговорились. Он рассказал о ретро-поезде, который обычно стоит в музее, но недавно угнан на подготовку ко Дню железнодорожника. В ответ на комплимент об охвате музея он сказал, что слышал, будто больше всего старой техники находится в Щербинке (люди, не знакомые с московскими топонимами, произносят это название с ударением на второй слог, как положено имени нарицательному). Пришлось сообщить, что, если это и так, я, периодически бывающий там, не знаю, где она запрятана. А вот рассказывать об изъянах здешних музейных табличек мне показалось неудобным, так что делать этого я не стал. — Вот, — сказала она, — у нас электрички одного завода. А эмблемы на них разные (имеется в виду «птичка» РВЗ и «птичка» с гербом СССР).. Тут уж я осмелел и рассказал всё, что знал про «рижские» и «калининские» головы. А потом еще ответил, где строятся современные российские электрички. На разбор вещей, долгожданные душ и передышку, определение дальнейшего маршрута и любование вокзалом, на который из окна номера на 14 этаже открывался совсем недурной вид, ушло около полутора часов. Дима говорил, что, если пойти от вокзала направо, то недалеко будет «Ростикс». Так и сделал. Примерно в 3 минутах ходьбы (недалеко) наткнулся на «Ростикс» — рекламный щит с адресами нескольких ресторанов. Потом подумал, что вышел не на ту улицу (направо их уходит несколько)… Поблуждав немного по кварталу, я вернулся к рекламному щиту и пошел от него прямо. Минут через 10 я оказался на центральной магистрали — Красном проспекте. Оглядевшись, нашел знакомую вывеску — Дима, очевидно, имел в виду именно это место. Закончив запоздалый обед, я перешел на другую сторону проспекта. Там располагается контора под вывеской «ФОТОГРАD». Выяснив, подойдет ли мне это место завтра, когда я соберусь скидывать фото с флешек на диск, я направился в метро, чтобы доехать до конечной станции Заельцовская. Оттуда всё же решил прокатиться в направлении Детской железной дороги — надо ж было убедиться, что ни одна нормальная ДЖД в понедельник и вторник работать не станет. В этом я не ошибся. Немного поплутав по окрестностям Заельцовского парка, вернулся к метро. Решил пешком пройтись по Красному проспекту (потом, правда, несколько остановок в его середине всё же преодолел на троллейбусе). Восточная часть улицы не впечатляла: домики, люди, сквер в середине проспекта и целая куча велосипедистов. В столь крупном городе последнее наблюдение меня удивило (я привык к обилию велоиспедов в небольших городах, где мало других видом транспорта), но в качестве объекта съёмки оно было решительно непригодно. Я уж было начал себя уговаривать: надо ж хоть что-нибудь сфотографировать в городе. На набережной устроена пешеходная зона и площадка для роликовых, велосипедных и прочих экстремалов. Еще там зачем-то установлен пролёт моста — я так и не понял, что он символизирует. А рядом уже настоящий мост — железнодорожный. Интересно, как работается охране этого перехода не в чистом поле (как это бывает обычно), а в оживлённой зоне отдыха? День пятый Вот, и я выдрессировался, где бы ни находился, выбираться на перегон, ходить по нему и фотографировать проезжающие поезда. В Новосибе вылазка была запланирована на второй день. Было решено щелкать затвором в окрестностях ст. Чик, на первом перегоне после соединения главного хода Транссиба и грузового обхода Новосибирска. Электрички — около половины девятого и в 9:10. В 7:30 в ресторане начинали кормить завтраком, включенным в оплату номера. А чуть раньше я рассчитывал сделать пару снимков вокзала, освещённого солнцем как раз со стороны гостиницы. Новенькая ЭТ2М-096 уже была под посадкой. А еще у платформ виднелись ЭР2-1002, ЭС2-005 и 011 (соответственно ЭР2К-468 и 958). Торопиться на «свою» смысла не было, поэтому щёлкнул 1002 и 005. ЭР2К-958 же спряталась в тупике (путь 6а или 4а — там утром всегда так), пристроив одну свою голову за тупиковой призмой под пешеходным мостом, а освещенную сторону другой головы скрыв за столбом — хорошего снимка бы не вышло. Погрузился в состав, тронулись по расписанию. В пункте назначения голос из динамиков сообщил: «Станция Чик. Будьте осторожны: по соседнему пути проследует скорый поезд». Первый объект съёмки с традиционной «своей электрички» сменился на ЧС2, который уже приближался даже «по солнцу». Отойдя немного от станции, я решил свериться с расписаниями, стоя в тени автомобильного моста. Передышка продолжалась недолго: вскоре показалась электричка к Новосибирску — ЭР2, как обычно, в фирменной окраске поезда «Сибиряк». Практически сразу после этого ЧС2-279 потащил на Москву и сам 25-й фирменный. По самому дальнему от меня пути (назову его 3-м, хотя подозреваю № 3 за центральным) вслед за ним пролетел товарняк. Сняв локомотивы против солнца (зачем-то выйдя из-под моста, я лишился хорошего кадра ЭР2 с головы, а вид электрички с хвоста мне уж совсем не понравился), я пошел дальше. После прохода пакета пассажирских поездов (моя электричка и «Сибиряк» на Омск и скорый с ЭР2 обратно) крайние пути достались товарнякам, а центральный стал пустовать. Когда прошла ЭР2-515, я вслед за дорогой, которая здесь обходит портал автотуннеля под путями, отошел от линии на десяток метров. Когда на горизонте появился почтово-багажный, быстро вернуться к путям я не мог. Вся надежда на трансфокатор, ведь в голове поезда ЧС2-046! Потом, при обработке, из 6 фото в удачных останется только половина. То и дело останавливаясь, чтобы снять футболку и немного остудить свое тело (всё же не ассоциировалась у меня Сибирь с такой жарой), я дошел до пл. 3307 км. В новой «пачке» товарняков большинство двигалось на запад. А вот несколько пассажирских восточного направления ехать не торопились. Точнее, один из них под ЧС2К-173 прошел довольно рано и даже был за этим заснят (привет то ли автофокусу, то ли солнцу, уже ушедшему набок, то ли фотографу-дураку, но из 3 кадров ни одного удачного не нашлось), а вот 3 других где-то застряли. Проехала ЭД4М-0058 — до неё поездов этой серии в фирменно-новосибирской окраске снимать мне не приходилось. Продолжая снимать, я приблизился к пл. Сады, откуда рассчитывал уехать. К последнему кадру прикатил ЧС2К-654. Зашел в небольшой магазинчик в павильоне остановки, где наконец-то обзавёлся запасом прохладной воды. Затем решил вернуться к западному концу перрона и посмотреть, не поедет ли чего. Не ошибся: на рельсах виднелся очередной ЧС2, он был снят уже с платформы. Оставалось ждать электричку. И проделанный только что путь подсказывал, что делать это нужно на пустой скамейке на перроне. Примостившись, я сразу же занялся обработкой фотографий — созданием списка с их описаниями. Электричка опаздывала, пассажиры нервничали. Послышался шум поезда, идущего на восток; парень, подсевший рядом, сообщил: «это скорый». А я уже готовился снимать ЧС2 с пассажирским поездом на 3-м пути, целый день использовавшимся для движения товарняков на запад. Пока я был отвлечён, на своем пути показалась и опаздывающая ЭР2. Мучения людей на платформе закончились, и пассажиры быстро погрузились в состав. Немного поплутав по маршрутам здешнего общественного транспорта, я вышел к памятнику Славы труженикам тыла, в состав которого и входит локомотив. Сделав пяток кадров, я подошел к проему в заборе станции. Ничего путного с вагонами «Золотого Орла», стоявшими там, не виделось, поэтому я записал в блокнот, что по 8-значному коду это «Вагоны других ведомств» с базированием на Октябрьской ж/д, а затем пошел по параллельной улице к площади Гарина-Михайловского. В гостинице я оказался почти в 16 часов. Наскоро перекусил (надо же уничтожить запасы еды, оставшиеся с вечера в холодильнике), подготовился к выходу и даже успел подремать несколько десятков минут. Обнаружив, что сдавать номер никому не требуется (интересно, так везде за Уралом? Или, как утверждает один мой друг, стоимость унесенных полотенец — постельного белья — светильников — уже включена в оплату номера?), в 17:52 я покинул здание. Прогулки с полностью собранным рюкзаком (всё же в местах стационарного пребывания выгружается примерно половина его веса) хотелось сократить до минимума. Но после выхода из отеля я направился в подземку. Доехав до западной конечной новосибирского метро «Проспект Маркса», я начал пешую прогулку. Маршрут простой — прямая по пр-кту Маркса и мосту через Обь. За время приближения к реке я пришел к выводу, что эта часть города старше восточной. До проверки этой гипотезы мои руки пока не дошли. Три крупных улицы на западном берегу Оби сходятся в один автомобильный мост. Я перешел на левую сторону сооружения, т.к. справа весь вид загорожен метромостом закрытого типа («труба»). Мост вначале пересекает широкий овраг с пляжем, а затем не менее широкую реку — один только проход по нему спокойным шагом занял больше 15 минут. В начале девятого я поднялся на уже знакомую станцию метро «Речной вокзал». Фотомагазин напротив «Ростикса», где я рассчитывал сбросить копию данных с флешек на болванку, работает до 21 часа — однако оператор, к которому меня направила «менеджер» (тьфу, ведь старший продавец), уже сворачивала свою деятельность. И, конечно, хотела побыстрей избавиться от «лишнего» клиента. Продавщица посмотрела на 2-гигабайтную CompactFlash, предположила: «Наверное, он не примет вашу карточку» и воткнула ее в системник. Чуда не произошло. Поелозив немного мышкой и вручную выделив все файлы, она нажала правую кнопку «мыши». Комп задумался (еще бы, 1,5 Гб данных), девушка захотела подогнать его «кликом» левой кнопки. Закончив свои расчеты, машина, конечно, моргнула контекстным меню и сбросила выделение. Ритуал повторился. Третьего раза девушке не хотелось, поэтому она поспешила повторить, что компьютер не принимает флешку. Хорошо, хоть разрешила мне нажать несколько кнопок на клавиатуре. «Ctrl+A — выделяю все файлы, — в надежде на то, что оператор запомнит, я озвучивал свои действия, — Ctrl+C — копирую». Еще хорошо, что за 20 секунд раздумий машины девушка не успела запаниковать. Объяснив, что теперь файлы можно как обычно вставить в нужную папку, я мог наслаждаться результатом. Правда, вторую флешку она всё равно обработала по-своему. Пока записывался диск, продавщица еще успела снабдить кого-то батарейками и сделать пару ксерокопий. А я оплатил проведенные работы (хотя, может, это они мне должны оплату за повышение квалификации кадров?). Без пятнадцати девять я перешел дорогу и затеял ужин. Он продолжался около часа. В начале ул. Вокзальная магистраль я еще раз зашел в продуктовый магазин, которым пользовался накануне, и пополнил запасы провианта в дорогу. А потом сразу же двинул на вокзал: до прибытия поезда оставалось меньше часа. На втором пути стоял ЧС2-016 с «Россией», однако снять его в темноте было невозможно, как и кусать локти по этому поводу. Вместо этого я побродил по платформам, стремительно поглощаемым ночной тьмой, и по пешеходному мосту над цехами депо. Убедился, что прибегать к технологиям ночной съёмки необходимости нет. На мосту, правда, встретился мне мужик поддатого вида, который вначале искал вокзал, а потом интересовался, ходят ли еще автобусы. Объяснял, что напился и был ограблен. На всякий случай сказав, что мобильного у меня нет (в поездках поясным чехлом я не пользуюсь) и «дать позвонить» мне неоткуда, я отстал от него в начале перрона. Вскоре подошел поезд Челябинск — Чита и я смог погрузиться в вагон. В купе уже сидели мама с дочкой — они возвращались с курорта. Наверху разместился нефтяник, с со своей бригадой ехавший до ст. Тайга. Оттуда еще на вертолете и автотранспорте им предстояло добраться до места, где в течение нескольких недель добывать жидкое топливо. Пока нефтяники ужинали, я получил постель и приготовился ко сну. Спать предстояло около 4 часов.
День шестой В Мариинск поезд прибывал по расписанию в 2:27 московского времени. И хоть здесь это полседьмого утра, выспаться всё равно не получалось. Встал я за 40 минут до прибытия. Банку растворимого картофельного пюре, купленного на вокзале в Омске, пришлось выкинуть: такой отравы я давно не ел (на обратном пути я узнаю, что омский «Роллтон» в мусорник отправляли и другие пассажиры). Таким образом, завтрак ограничился двумя бананами, купленными в столице Сибири. На платформу вышел, когда ЧС2 уже стоял за маневровым сигналом. Посмотрев на прицепку ЭП1, я под пристальными взглядами мента и вагонника, сидевших на нижней ступени пешеходного моста, отправился в здание вокзала. Это сооружение с тёмным центральным зальчиком-тамбуром, где располагается расписание, идет ремонт и зачем-то работает табло «наличие мест на…». Кассовый зал на 3 окошка (действовало целый день только одно) является и залом ожидания. В противоположном крыле располагается буфет скромного ассортимента, служебные помещения и извечный «Сервис-центр». Торопиться было некуда. Выйти на перегон пешком не представлялось возможным, т.к. карта показывала недалеко от станции пересечение с р. Кия (логично и верно было предположить, что мост охраняется), а до ближайшей электрички было около 2 часов. Я списал расписание электричек и вышел на привокзальную площадь. Там заглянул на видавшую виды автостанцию, но, не обнаружив ничего интересного, быстро ее покинул. Из всего площадного многообразия торговых точек прикупить воды можно было только в одной палатке — остальные были либо еще закрыты, либо торговали не тем, либо и сами были рады запастись водой. После еще одного прохода через здание вокзала появилась идея подойти к ПТО. Проехав его в вагоне, я уже знал, что цех обслуживания локомотивов переменного тока находится справа, чуть раньше вокзала; постояннотоковых — слева. Между вокзалом и «переменным» цехом есть еще площадка, где отстаиваются ЭП1. Знал, что на открытом воздухе находится один ВЛ85. А еще успел заметить, что в направлении цехов есть тропинка, облюбованная пешеходами. Услышав от вокзального радио вместо пожелания доброго пути «На такой-то путь прибывает рабочий поезд» и не проявив к нему должного интереса, по ней и двинулся. Дошел до стоянки ЧС2, а затем перешел к ЭПшкам. Ограничился сбором данных о приписке и по грунтовой автодороге вышел к небольшому старому цеху, который, по-видимому, уже начали разбирать или реконструировать, а оттуда — до вокзала. До пригородного на Боготол было больше часа, но какая-то ЭР9П уже стояла у платформы и вскоре тронулась к ПТО. Приготовиться к съёмке 4-вагонного «рабочего поезда» (этой самой ЭР9П) я не успел. Практически одновременно со мной к вокзалу пришла и боготольская электричка. Большинство людей в хаотичной толпе у кассы совало удостоверения РЖД. Кто-то пытался уехать по удостоверению на ПДСе, а узнав, что мест нет, зачем-то просил билет на электричку, при этом обещая воспользоваться правом проезда «в локомотиве». Чтобы купить билетик до ближайшей станции Предметкино, мне понадобилось около 2 минут. Состав ЭР9П какого-то раннего номера был уже под посадкой. Далекий от чистоты первый вагон наполнялся железнодорожниками: путейцами в оранжевом и «кабинетными» служащими. Часть из них тут же укладывалась спать на лавках. В 4:34 московского времени поезд отправился. Первый остановочный пункт находится в 2-3 километрах от моста через Кию и называется Пристань по ближайшему поселению (а то — по сооружению на реке). На подъезде к мосту поездное радио ожило: «Остановка вне расписания». Кого-то забрали. Через километр-два история повторилась — в головной вагон втащили пучок лопат. Так первая станция Предметкино, где я хотел выйти, стала не 3-й, а 5-й остановкой. Вокзал в Предметкине оказался почти одной планировки с мариинским — его предстояло только отремонтировать, но рабочие уже вовсю этим занимались. По привычке сверив расписание со списанным ранее, я двинулся на перегон, туда, откуда только что приехал. Пропустил сцеп путевых машин с парой ТЭМ2 по концам и пошел по путям. После переезда и крутой кривой начиналась прямая, на которой уже виднелась платформа Раевка. Увлёкшись съёмкой сцепа ВЛ80Р-1753 и 1590, пролетевшего резервом, с головы (или отвыкнув от вида одиноких локомотивов), я чуть не забыл снять его с хвоста. Потом еще «щёлкнул» пару ПДСов, проехавших встречно с разницей в полчаса. Дошел до остановочного пункта и, с трудом найдя тропку, спустился вниз. Хотелось часок отдохнуть в тени какого-нибудь дерева, а заодно не светиться перед путейцами, которые двигались по путям навстречу мне. Почти сразу упустил ВЛ85, которого заранее не было видно из-за кривой. А обнаружив высокую траву и обилие мошкары, решил и вовсе вернуться на перрон. К началу моего перекуса подошли и путейцы. Они ограничились несколькими взглядами в мою сторону, т.к. должны были продолжать красить белым замеченные дефекты пути. Тем временем главный ход Транссиба умер: за час даже ни одной дрезинки не проехало. Точнее, то, что прошло только немногим больше часа, я узнал уже в Москве по EXIF — и очень этому удивился. Дело происходило с местных четверти одиннадцатого до половины двенадцатого. Стояла жара — видимо, больше 30 градусов (я уже писал, что не ожидал от Сибири таких температур). Успел даже предположить, что у меня самого жар от открытого окна в вагоне ночью — не подтвердилось. В это время я не нашел ничего лучше как пристегнуть рюкзак к единственной на остановке скамейке и улечься на спину, водрузив на него голову. Чтобы скамейка меньше шаталась, ноги были оставлены на земле. Хоть надолго закрыть глаза и не удавалось, 45 минут такого лежания хватило, чтобы почувствовать себя отдохнувшим. Вскочив, я не нашел ничего лучше как достать КПК и начать написание этого итогового отчёта (хотя подводить итоги еще было рано). Пора было двигаться дальше, мимо платформы, за кривую. Первое, что я снял там, — еще один ВЛ85, под номером 182. Потом из Мариинска выпустили ВЛ80Р-1715 с составом. Его бригада, видимо, не была рада моему нахождению на перегоне. Кроме тифона, они дали мне понять это при помощи системы пескоподачи, однако слишком близко, так что на кнопку спуска затвора я нажал автоматически. Парой минут позже со стороны дороги показалась светлая «девятка». Машина остановилась напротив меня, из нее вышли трое. — Ну вот ты и влип! — сказал вышедший с переднего пассажирского места человек с небольшим пузом (СЦБист, как выяснится позже). — Или не влип? (Может, он рассчитывал найти у меня в руках кусок рельса или что-нибудь из своей аппаратуры?) Меня удивила постановка вопроса, поэтому я решил не торопиться с ответом. Но застегнул рюкзак, приготовившись уходить. — Электричка здесь не останавливается, — заметил «шнуровик» помоложе с непонятным устройством в руке (это потом я признал в нём какое-то железнодорожное реле). — Я знаю, я иду до остановки. — Так ты всё равно на нее не успеешь (до поезда на Боготол оставалось около 15 минут — ВД). — А мне в обратную сторону, на Мариинск. — У-у! Так она только в 7 вечера теперь будет. — Ну пойду пешком… — Там мост, тебя на него не пустят. — Перейду на автодорогу. Увеличивался объем движения на Мариинск. Начал срабатывать закон подлости: как только начинал слышаться грохот товарняка, я мог предположить, что тянет его ВЛ85 — и на перегоне показывались 2 6-осных секции. Но стоило мне вернуться на путь — как ползли одни ВЛ80Р… и один ЭП1 с пассажирским. В очередной раз решив удаляться с перегона, я вышел на поляну у дачного поселка Пристань-2. Немного перекусил и двинулся через посёлок к автодороге — до нее было не более километра. У самого выезда обнаружилась группа в 4 пацана. Из ее недр послышался голос, обращенный ко мне. Я не остановился. Один — самый рослый — решил меня догнать. Когда ему это удалось, я оказался сидящим на брёвнах. Его наступление началось с грубых расспросов о том, чего это я не остановился сразу. Но моя (понятная) боязнь не оправдалась: целью гопника были «два чирика, а лучше полтинник», а что-то более серьезное его даже не интересовало. Расставшись, я двинулся вдоль дороги. Пройдя по посёлку 2 автобусных остановки, увидел самую короткую дорогу к о.п. Пристань (знать бы раньше!) и решил еще раз подойти к железке (там опять прокатился 12-осник). Но закон подлости не думал прекращать свою работу!.. Только когда я уже ушел с низенькой платформы, мне удалось издали снять ВЛ85-174. На этом я твердо решил закончить съёмки на перегоне Мариинск — Предметкино. У женщины, подошедшей на остановку вскоре после меня, я узнал, что автобус должен быть около местных 16:20. Жариться под ярким солнцем мы продолжили вначале вдвоём, потом с другими пассажирами. Пекло нас дольше положенного: автобус опоздал на 15 или 20 минут. Мои запасы питья пришлось пополнить единственным холодным безалкогольным напитком местного магазина — квасом. Когда же «НефАЗ» 103-го маршрута пришел, то довёз своих пассажиров до вокзала за те же 20 минут. Единственное, что предусмотрено в здании мариинского вокзала, для отдыха пассажиров, — это зал ожидания, объединённый с кассовым. Есть ещё «комната отдыха повышенной комфортности», но это помещение одноместное и всегда занятое, так что не рассматриваем. На этом основании я решил уезжать из города как можно быстрее. Справочный терминал «Экспресс» работал только на левую половину: ввести название станции удавалось, но кнопка «Далее» не реагировала. Направился к экрану «Наличие мест…», начал изучать его. Чем ментам, вошедшим в здание вокзала, не понравился человек с рюкзаком, изучающий наличие билетов, не знаю. Но сразу заинтересовались они именно мной. Паспорта, конечно, оказалось недостаточно — пришлось пройти в их комнату. А там, конечно, не обошлось без досмотра. Выложите всё из карманов, что у вас в рюкзаке… Один мент — постарше — с интересом разглядывал технику: КПК и фотик — и замечал, что вот-де, документы надо к ней возить. Второму же не терпелось посмотреть на ножик, которым я режу продукты. …Зачем приехал, как приехал (пришлось показать билет, по которому катился накануне), неужели в Московской области лесов нет?.. Тщательно нагрузив меня информацией о том, что технику в рюкзаке нужно никому не показывать и с незнакомыми алкоголь не пьянствовать (я-то этого и не представлял!), меня отпустили. На всякий случай обрадовавшись, что не было вопросов о тематике и результатах съёмок, я сразу же завернул в вокзальный буфет. Ассортимент, конечно, скромный, но даже менты оценили его продукцию как вполне съедобную. Потом к кассе — допытываться о наличии билетов там. Кассир, правда, хотела отослать меня в справочное бюро, но это ей не удалось. Жаль, ускорению отъезда это не помогло. Видимо, только я мог с усталыми и гудящими ногами от безысходности решить пройти по городу, в котором оказался. В конце 7-го часа вечера местного времени. Продолжалось это недолго. Сделав несколько кадров и повстречавшись с одним пренеприятным пьяницей, уже через 20 минут после начала похода я поспешил ретироваться в городской автобус, а потом и в уже знакомый зал ожидания. Там, с небольшими перерывами, и просидел до самого прибытия поезда, уже не интересуясь ни припиской, ни ВЛ85… Уже уезжая, обнаружил, что на ПТО мимо меня проехал ЭП1 № 054 голубого цвета. День седьмой В поезд я погрузился, когда уже горело лишь тусклое освещение — даже свой билет я подсвечивал проводнице экраном КПК. Начинался первый за 2 половины Большой поездки переезд на боковой полке. С новыми попутчиками я познакомился только утром. На нижних полках купейной части расположились 2 молодые красноярки — им хочется погулять по Питеру. Пожилая женщина с верхнего места — преподаватель мединститута, видимо, часто ездит в Коломну — значит, наверное, к родственникам. И мужчина, который про себя он не рассказал почти ничего, но у всех всё выспросил — похож на москвича, но хорошо знает Красноярск. Мужчина из сыктывкарской семейной пары едет надо мной, его супруга — на одной из соседних «боковушек». Они под впечатлением от отдыха на Алтае. А еще у них самый сложный маршрут (ну, не считая моего, конечно ;) ): после пересадки в Новосибирске они доедут с нами до Балезино, откуда еще несколько часов будут на автобусе добираться к себе в Сыктывкар. В Омске, где я был всего несколько дней назад, выходить не хотелось. Да и стоянка там по расписанию должна была составить всего 10 минут. Поэтому я поленился даже пытаться выйти. Впрочем, как говорили вернувшиеся, из-за начавшегося дождя проводница испугалась грязи, которую пришлось бы вытирать с пола, и, сославшись на сокращённую стоянку, никого не выпустила. На следующей крупной остановке, в Тюмени тоже не удалось отойти далеко от поезда: въезд на Свердловскую железную дорогу опять сопровождался опозданием больше графического времени остановки — всего на 50 минут. Этому можно было и обрадоваться: я был совсем не против прибыть в Свердловск не в московской половине первого ночи, а хоть сколько-нибудь позже. Но этого не случилось: последний участок между областными центрами поезд пролетел так быстро, что прибытие в Свердловск состоялось минута-в-минуту. День восьмой В половине первого ночи по Москве (полтретьего местного времени) я выгрузился на платформу ст. Свердловск-Пассажирский и немедленно проследовал в здание вокзала. После дня в Мариинске в голове роились мысли о прекращении поездки — если такие однажды появились, мне вообще очень трудно от них избавиться. Так что мое появление в зале касс дальнего следования было предсказуемо. Однако терминал «Экспресс» не показал ничего интересного — одни купе, и те дорогие. Следующим пунктом маршрута должен был стать зал ожидания. Однако по дороге к нему я обнаружил в одном из вокзальных подъездов переговорный пункт со встроенным выходом в Интернет. С трудом выпытав у полусонного админа, сколько денег нужно заплатить за 2 часа работы в Сети (объявление при входе предлагало заранее посчитать не только требуемое время, но и трафик), я устроился за указанным им компьютером. Двух с половиной часов (время пришлось добавить) хватило, чтобы проверить почту, заглянуть к себе в фотогалерею и даже закончить там отладку модуля, который я не успел доработать между поездками в Москве. А еще я успел в спокойной обстановке изучить информацию системы «Экспресс-3» о билетах и решить, что на скором № 15 «Урал» всё же уеду из Екатеринбурга досрочно. Через 10 минут после выхода из-за компьютера билет уже был у меня. В кассе возврата в это время был перерыв. Я узнал, что неподалёку находится станция метро, и быстро направился туда. При входе по привычке купил на одну поездку сразу 5 жетонов — на сувениры. И тут же был разочарован: мне насыпали тех металлических кругляков, какими в 90-е гг. оплачивали проезд в московской подземке. Прокатился до «Геологической», зашел в магазин для пополнения запасов провизии, а потом вновь оказался на вокзале. Наконец сдав в московские 5:23 билет, вышел на перрон. До самого отправления в купе так никто и не подсел. Едва тронулись, я увидел и первую ЭР1 — ЭР1-30 только-только прикатила к одной из центральных платформ. Первая крупная остановка в Дружинино ожидалась примерно через 2 часа. Этого времени хватило, чтобы навести порядок в вещах, распаковать и застелить постельное бельё, которое почему-то оказалось еще не высохшим, подзарядить мобильник, подзарядиться самому и еще раз полюбоваться Уралом. После успешного выхода за пригородным расписанием в Дружинине я почти сразу принял горизонтальное положение и проспал несколько часов. Проснулся где-то в глубине Удмуртии. Время до следующей крупной остановки в Казани коротал за чтением и написанием этого отчёта. Прервался в Аргызе, где после недолгой стоянки поезда воспользовался для осмотра станции торцевой дверью нашего хвостового тамбура. А потом долго удивлялся: откуда на Горьковской ж/д столько станций, где стоят обгоняемые товарняки, и почему по многим нас переводят на отклонённый путь, а затем обратно? Но на этот вопрос я ответил сам: в течение как минимум часа где-то под Казанью мы обгоняли скопившиеся перед нами опаздывающие товарняки по неправильному пути. А я-то раньше верил, что «пробка» перед Куровской, о которой, думаю, знают все, кому регулярно приходится во 2-й половине дня ездить на черустинских и им подобных электричках (или ждать их по часу на Казанском вокзале Москвы), начинается в Вековке… Как ни старалась Горьковская ж/д, полностью нагнать опоздание к Казани мы так и не смогли. Зато там мы стали нагонять по населённости: на «Урал» стремились те, кто не попал в «Татарстан». Надо мной разместилась мама, которая зачем-то везла в Москву свою дочь. А поскольку сама девушка была помещена в другое купе, меня упросили поменяться местами. Оказавшись через 2 купе от старого места, я уже был в компании. Кроме наладчика станков с ЧПУ (ему еще предстоит доехать до Твери), который был в вагоне от самого Свердловска, в купе уже расположились две девушки-студентки — они просто возвращались от казанских друзей. Примерно через час после Казани, немного пообщавшись, наше купе стало засыпать. Утром сигналом побудки, как водится, стал стук в дверь проводницкой «специалки». Произошло это где-то под Авсюниным. Потом небольшой завтрак… Недолгая стоянка у платформы в Люберцах-1, за время которой трое пассажиров купе успели пожалеть, что нельзя здесь выйти. В Москву мы прибыли около половины десятого, с почти 10-минутным опозданием. Вторая половина Большой поездки-2007 была закончена со смешанными чувствами, однако назвать ее неудачной просто невозможно. В. Демянченко, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распечатано с: http://rail-road.msk.ru/?text&jl=vd&view=1, Четверг, 26 декабря 2024 г., 14:44:24 | © «Транспортная галерея «Рельсы и дороги»», В. Демянченко |