«ПРЕВЕД ИЗ БАБРУЙСКА» ИЛИ
НАПЕРЕГОНКИ СО ВРЕМЕНЕМ |
«БЖ» — это городская газета |
«В Бабруйск, жывотнае!» Многие, написав это гневно-шутливое высказывание, нарываются на не менее гневную отповедь: пишут, дескать, неправильно и языковые нормы нарушают. А тем не менее, пишу-то я по правилам… Только по правилам белорусского языка. Именно в таком виде — через «а» — встречает название города всех, кто приежзает туда по железной дороге. И именно его фото требует потом удалить вокзальная милиция, при этом приговаривая: «Стратегический объект. Со стороны города можно, а с платформ — нельзя.» Правда вокзал — это «объект» только с одной стороны или просто не хотят лишний раз «светить» название своего города — неясно.
— Знаем, — Пояснит один из них позднее, — что в Интернете названием нашего города ругаются. А почему? Город не хуже других. В Белоруссии, правда, считается, одним из самых криминальных, — но российские распространители приколов про «Бабруйск» «жывотных» к нам ссылают незаслуженно…
|
«Отличник» ЧС4Т-555 в Минске |
Посмотрим… Прямые поезда из Москвы в Бобруйск не ходят. Можно сделать пересадку в Минске. Для этого я воспользовался поездом № 3, который прибывает в белорусскую столицу в 6:44. Через час, в 7 часов 43 минуты со станции Минск-Пассажирский отправляется «Гродно-Гомель» — его пассажиры в 10 утра будут на бобруйском вокзале. Именно таким маршрутом я попал в неофициальную столицу рунета.
|
Библиотека. Здание 1912 года. Бобруйск. |
Как и во всех белорусских городах, довоенных достопримечательностей здесь не много: даже в путеводителе пункты типа «жилой дом XIX века» в соседстве с не меньшим количеством всяких мемориалов: построенных к 20, 30, 40-й годовщине Победы — я даже обходить их все не стал.
|
Вид с вала: бастион и казарма |
|
Здания Бобруйской крепости и вал |
Главная достопримечательность Бобруйска, пережившая Великую Отечественную, — крепость. Появилась она в 1812 году. В отличие от другой белорусской крепости — Брестской — она не пережила ни превращение в монумент, ни восстановление. Только некоторые казармы сейчас ремонтируют. Потому и сейчас Бобруйская крепость предстала передо мной в не самом презентабельном виде.
Справедливости ради замечу, что, пройдя по отходящей от вокзала Интернациональной и побродив по кусочку Социалистической, выделенному под бобруйский «Арбат», я оказался вовсе не в той части крепости, которую принято показывать туристам (мне сообщат об этом позже). Говоря местными топонимами, не у ледового дворца, а в Березине (район, видимо, назван по станции, названной по речке, которая течёт с другой стороны крепости). Но, если судить по фотографиям, впечатление от этого фортификационного сооружения у меня в целом верное.
После съёмок крепости я ещё немного побродил по центру города и решил выбираться: более ничего, что бы поддерживало мой интерес, этот райцентр Могилёвской области для осмотра не предоставлял.
Здешний общественный транспорт — образец интернационализма: на одном и том же автобусе или троллейбусе соседствуют белорусский указатель маршрута и русская реклама или название города (тот, кто часто перемещается, наверняка, не раз видел в окошке переднего маршрутоуказателя название автопредприятия или города, где «прописан» автобус). Ещё интереснее с «линейными сооружениями»: всё на той же Интернациональной улице можно без труда найти остановки с трафаретами… Они все с трафаретами… На белорусском языке. На некоторых остановках троллейбусного маршрута № 2 «Ст. Бабруйск — вул. Сiкорскага» (бел., вы поняли, да?) буква «а» аккуратно исправлена маркером… и только в первом слове. К слову, в отличие от железнодорожного, автобусный вокзал Бобруйска снабжён вывеской на русском языке.
|
Здание вокзала, Бобруйск |
На вокзале сделал попытку поупражняться в диверсионном искусстве: уж очень хотелось снять-таки вокзал с «именной» стороны. Общение с милицией, оказавшейся настойчивее в своём желании не дать мне этого сделать
(выдержки из разговора я использовал в начале рассказа) — и желание продолжать работу в Бобруйске исчерпано. Впрочем, сделать фото «стратегического» вокзала мне потом разрешили.
|
Рельсосмазыватель М62-1527 |
Итак, в 15 часов с копейками вместо запланированных 18 я погрузился в ДР1А-179 сообщением Жлобин — Осиповичи. Это второй способ попасть из Минска в Бобруйск и обратно: там всего около 150 км. На пересадку около 40 минут, так что удалось даже «отфотоохотить», как говорит кто-то из товарищей, на задворках депо могилёвскую «Машу»-рельсосмазыватель. И пригородные расписания, конечно. А потом на электричке в Минск.
В столице Белоруссии было около 8 вечера: на обратную дорогу ушло около 5 часов. В Минске было гораздо проще: всё известно. Потому вначале ужин в одном из стандартных мест, потом — час интернета в «Белпочте». В 22:20 пришёл привычный поезд № 307. Наученный прошлым разом, я к тому моменту запасся мелочью и билетом в купейный вагон. Моим единственным спутником оказался… Заяц. Настоящий. Игорь Александрович Заяц. Фамилию свою он полностью оправдывал: и рассказывал о себе весьма оживлённо и, судя по рассказам, по жизни скакал быстро. А утром, проснувшись, конечно, значительно позже Пинска, где спутник вышел, я почему-то обнаружил на столе его визитку…
|
EU07-166 со «скорым» из Тересполя |
|
ТЭП60-0152 с поездом Смоленск-Брест |
В связи с ночным переводом часовых стрелок на летнее время ожидалось опоздание. В идеале — на час, но я ожидал минут сорока: ведь в две таких ночи и железнодорожные стрелки и даже стрелки амперметров — тахометров в кабинах работают в особом темпе. Прибыли мы около 9:45 — то есть с опозданием всего лишь в 17 минут. Опыт позволил быстрее, чем в прошлый раз, добраться до локомотива и не упустить ТЭП60-0152. «Заграничное» направление поддерживало общую тенденцию: поезд на Тересполь отправился на 10 минут позже графика, чем спутал все мои планы и скрылся от съёмки. На 15 минут опоздал и встречный «хуткi цягнiк» № 120
(скорый поезд — бел.) — его прибытия по расписанию в 10:41 я решил дождаться, чтобы компенсировать свою оплошность.
Маршрут до Брестской крепости уже известен. Сегодня воскресенье, так что площадь перед крепостью уже не так пустынна, как в прошлый раз: видны несколько групп школьников, три автобуса стоят с краю. Но мне сегодня не направо к мемориалу, а налево — к железнодорожному музею. Он открыт. Более того, внутри открыты даже две будки паровозов и несколько кабин ТУ2, ТЭП60, ТЭ7… Один из путей оказался комбинированным: в его начале техника стоит на правой колее, которая шире, а ближе к горловине — на левой, узкой. Несколько паровозов ТЭ дали как следует запечатлеть винтовую стяжку. Экспозицию обснимал как следует: не охваченных транспортных средств, наверное, не осталось. Потратил на это ровно два часа. Уже уходя, обратил внимание на клеймо одного из рельсов комбинированного пути: «TRZYNETZ 1941 SM» — щёлкнул и эту особенность.
| 2ТЭ109-002, секция Б Брест |
| | В дизельном ТЭП60-0121 |
| | 2ТЭП60-0017 в музее |
| | Место машиниста ТЭ7-048 |
| | ТЭ-2596 колеи 1435 мм |
|
|
Брестский «Арбат» |
Около двух часов местного времени задача по осмотру Брестского железнодорожного музея была выполнена. Ещё в прошлый раз в крепости я прикупил себе буклетик о достопримечательностях города. Сейчас, при осмотре центра Бреста пришло время им пользоваться. Несколько центральных улиц, местный «Арбат», церкви и костёлы… Военные памятники то тут, то там — что ещё ожидать от города, с которого, по официальной версии, началась Великая Отечественная?
С возвращением на вокзал задержался: поезд № 22 из столицы Чехии под фирменным названием «Влтава» (прибытием в 15:04), который я в прошлый раз встречал, должен был уже около получаса стоять в вагонном депо. Однако видно его не было — это логично, ведь он отправился, наверное, ещё до перевода часов. Только состав дневного скорого за границу куковал на 1 пути без локомотива. Ему отправляться только в 16:32. Ну что же, придётся подождать… Туда пройтись по станции, обратно… Уже объявили, что пражский задерживается.
|
ТУ2-113 на приколе в Брестском музее |
До отправления «скорого», который по дальности поездки мне всё равно хочется назвать пригородным, остаётся 20 минут. Как раз успею в известный по прошлому разу магазин, запасусь провиантом. Конечно, если не мешкать. Тем более, опыт показывает, что маячить слишком долго на станции вредно: правоохранительные органы чаще интересуются.
Через 15 минут я в начале автомоста над станцией Брест-Центральный… «Ну вот! Вагоны движутся в сторону границы именно перед забором, на одном «таможенных» путей варшавской стороны. Надо пробежаться, чтобы хоть понять, почему поезд пошёл раньше. И где был электровоз, если на станции его не было? Упустил второй поезд за день? Это, конечно, не «пригородный»: в том только синие вагоны БЧ, а здесь какие-то разноцветные».
Когда я добежал до середины моста, хвост поезда уже оставил платформу. Следом появился электровоз — только по этому факту можно было сказать, что всего-навсего утащили только прибывшую «Влтаву». Пока я спускался, юркий EU07 выкатился в горловину станиции и тронулся по направлению пригородному: ему по расписанию через минуту стартовать. А ещё прицепка, проба тормозов, да и народу в вагонах подозрительно мало… В общем, поезд № 125 задержался с отправлением примерно на 10 минут.
А там уже недалеко и до начала посадки на 28-й: вот, сейчас объявляют Брест-Витебск 600-какой-то, потом 22-ю «Влтаву»… уже сказали, что её отправление задерживается. А затем и мы: там 10 или 15 минут интервала. Ещё в 16:54, перед самым началом посадки на 28-й, должен прибыть поезд из Тересполя, но в прошлый раз он не успел — что уж хотеть от него сейчас, когда всё западное направление с утра кувырком?
|
EU07-130 под мостом |
Так и произошло. Тот состав, этот — как три недели назад. Поход к своему поезду, который снова выставили на 1 путь «Маскоускага боку вакзалу», я решил совершить по Варшавской стороне. На середине платформы услышал объявление: поезд из Тересполя. Да, в этот раз я сниму троих «поляков». EU07-130 быстро протянул короткий состав к платформе, а я под недоумёнными взглядами локомотивной бригады двинулся по настилу в свой вагон: он стоял как раз напротив, под автомобильным мостом.
В этот раз я не сделал себе удобной бумажки с графиком посадок-пересадок, так что регулярно заглядывал в билеты. И в Бресте тоже. И конечно, не заметил в последний раз, куда его положил. Поэтому досмотр, похожий на таможенный, пришлось устраивать самому себе перед входом в вагон. Закончилось всё благополучно: билет оказался не там, где его рекомендовал искать здравый смысл.
Место досталось в предпоследнем купе (вагон плацкартный). Попутчиков на общение не тянуло. Выделялось только семейство за стенкой: мама и дети — брат с сестрой младшего школьного возраста, видимо, коллективно готовились к начинающейся послезавтра четвёртой четверти. Так что я спокойно обработал все фото (благодаря музею, в Бресте я снял около 150 кадров против 50 в Бобруйске). На перекус проводница принесла чай с лимоном. «Лимон», правда, был жидкостью в небольшой баночке с этикеткой на польском. «Порционно» этот фрукт меня позабавил, так что утром я даже куплю 4 штучки с собой, чтоб пить чай на работе. Перед сном я успел составить заочно компанию детям (голоса-то у них громкие) и освежить в памяти названия стран и их столиц.
|
Бобёр, Наро-Фоминск, Московская обл. |
В Минске нас наконец обогнал 22-й — всё вернулось на свои места. Вскоре я уснул, чтобы проснуться перед Бородино от голоса проводницы, а затем начать свой обычный рабочий день.
В. Демянченко,
29-30 марта 2008