НА ГЛАВНУЮ | СВЕЖИЕ ФОТО | ПО МОДЕЛЯМ | БАЗА ДАННЫХ | КАРТА | ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ | ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ | ЗАГРУЗИТЬ ФОТО

Путевые заметки > «Анекдот про Вовочку» > «На Урал. Зимой.»


Анекдот про Вовочку
Мои поездки по городам и железным дорогам, иллюстрированные фото с этого сайта.
Журнал автора В. Демянченко


Название:На Урал. Зимой.
Автор:В. Демянченко
Дата:23-26 февраля 2008
Маршрут:Москва - Пермь - Москва
Впечатления:положительные
Вернуться:нужнее в край, чем в город
Виды транспорта:Ж/д, авиа
Условное название:Пермь-зима-2008
Создан:Среда, 26 сентября 2018 г., 00:42:22
Изменён:Среда, 30 марта 2011 г., 11:39:45
Версия для печати

НА УРАЛ. ЗИМОЙ.

Часть первая. Начало.

Поездка в Пермь начиналась не совсем обычно. Точнее, совсем необычно. Не было традиционного «Дом — метро (или электричка) — вокзал — вагон». Товарищ изъявил желание подвезти меня до вокзала. Такая поддержка была весьма ценной: за свойственной мне суховатой формулировкой «обкатка авиации для использования в дальнейших поездках» скрывался тот факт, что я собирался впервые в жизни полететь на самолёте. А вокзалы «Шереметьево» заслуженно делят лавры самых неудобных аэропортов столицы.

Но это потом. Около 22:00 (Москвы) мы ползли в заторе, который начинался с Ярославки и грозил не закончиться даже «трассой Е-95» (хоть этот индекс, на самом деле, и имеют вся сеть «европейских» трасс западной части Подмосковья). Опыт работы на маршрутах Долгопрудненского ПАТП во время экспериментов там с турникетами подсказал мне альтернативную дорогу, которая и была избрана, едва мы доползли до Дмитровки.

В Шереметьеве-1 распрощались. Я двинулся к зданию аэропорта, товарищ же отправился бороздить запоздалые МКАДовские пробки, оставив последние надежды вернуться домой в разумное время. На удивление недолго поплутав, я нашёл нужный вход. Выполнил указания контролёра: рюкзак, куртка, ремень и мобильный в пластмассовом корыте и ботинки в другом корыте — поехали по ленте во чрево неуклюжего агрегата, напомнившего поточную посудомойку, у которой приходилось стоять во время школьных дежурств по столовой. Всё остальное двинулось в бахилах через рамку.

Предполётный досмотр прошёл без проблем. Следующий этап — регистрация. Стойку регистрации я уже видел в авиатерминале на Киевском вокзале. Надо сдать багаж, получить посадочный талон с номером места. Первый пункт отменяется: весь мой скарб вместе с рюкзаком весил чуть больше 5 кило и неплохо прикидывался ручной кладью. Килограмм на фотик с объективами можно вычеркнуть. Надпись «Seat 21a» в талоне напомнила театр: там буквами обозначают откидные места в проходе…

Ждать начала посадки оставалось не более получаса — этот момент настал в 0:35, за 25 минут до взлёта. Это время я провёл в зале на 2 этаже аэропорта. В темноте поля за окном стояло полтора десятка разнокалиберных летательных аппаратов. Между ними подобно жукам-светлячкам сновали аэродромные автобусы. Если бы я не видел этих механизмов раньше, на одном из подмосковных авиафестивалей, то, наверное, был бы немало удивлён: машина шире своих дорожных собратьев, имеет по 4 двери с каждой стороны и всего 5 сидений в салоне. Если вспомнить, что поездка в ней редко дольше 5 минут, то всё встаёт на свои места.

Тем временем люди выстроились в очередь к выходу: началась посадка. За стойкой у двери женщина в форме отрывала большую часть каждого посадочного талона и пропускала дальше. За дверью лестница вела пассажиров вниз — на запертое остеклённое крыльцо. У крыльца уже стоял тот самый «светлячок» с 8 дверьми. Сотрудница авиакомпании прошла к водителю, о чём-то с ним договорилась. Двери автобуса открылись — она следом распахнула двери крыльца. В автобус, видимо, поместились все пассажиры нашего самолёта: примерно так же загружен вагон московского метро около 9 утра. Мы поехали.

Придерживаясь какой-то разметки, водитель привёз нас к самолёту. Несколько поездок на «МАКС» прошли для меня не совсем впустую: внешний вид авиасудна подсказал, что передо мной вовсе не Boeing 737-500, о котором говорилось в описании рейса, но идентифицировать машину сразу я не смог. Ветер, который разгуливался на огромной площади, загонял в салон лучше любого стюарда. А бортпроводники просили уже вошедших быстрее занимать места и не замораживать стоящих у трапа.

Часть вторая. Репортаж с крыла.

Расследование показало, что попал я в ТУ-154М, такой же, как с соседнего пути отправлялся то ли в Иркутск, то ли в Уфу («Привычка — вторая натура». А.С. Пушкин). В салоне эконом-класса обнаружилось около 30 рядов по 6 мест в каждом. Почти как в автобусе. Моё место было в 21-м ряду, первое от левого борта. То бишь, у иллюминатора. К тому же, прямо на крыле. Ряды были тесно сдвинуты. Рюкзак в отсек для ручной клади, похожий на перевёрнутую советскую хлебницу-сундучок, не поместился, и его пришлось взять в ноги. Взамен в «хлебницу» отправилась куртка.

Взлёт немного задержался. Стюардессы и стюард, похожий на какого-то актёра, рассказали о правилах безопасности. Объявили время полёта — 2:40. В расписании было 2:35 — опять нестыковка? Рейс, вроде, тот… По закону жанра, на связь с пассажирами вышел командир экипажа…

Видно, только в фильмах в летящем самолёте тихо. И, может, в салоне, который ближе к пилотам. У нас шумовой фон от двигателей вполне походил на ощущения в моторном вагоне дизель-поезда или в каком-нибудь ЛиАЗе постарше. В этом мнении я окончательно укрепился, как только началась рулёжка.

Где-то час десять по Москве. Мы на взлётной полосе. Горит только дежурное освещение и таблички «Пристегните ремни», «Выход», «Не курить» — так положено. Двигатели разгоняются, самолёт стоит на месте. К ним добавляется гул вентиляции. 1, 2, 5, 10… Секунд, а не рублей. Тормоза отпущены. Разбег. За окном проплывает известное здание Шереметьево-2. Самолёт резко задирает нос, как на «американских горках». Только быстрее. Чувства тела изменяются — от небольшой перегрузки или от изменения атмосферы — непонятно. Пейзаж за окном уходит вниз и сливается в рыжие искривлённые линии и большие чёрные пятна: конечно, мы отвернули, и под нами не Москва, а Красногорск, Сходня или уже Долгопрудный. Поднимаемся над облаками — исчезают последние ориентиры, но тело всё равно чувствует полёт: вот мы набираем высоту, вот летим горизонтально, вот нос снова задирается… Включают яркий свет. Взлетели.

Весь полёт я просидел на месте: хотелось, конечно, посмотреть, что у самолёта внутри, но неохота было тревожить тех двоих, что сидели рядом: в узком пространстве между креслами им и так ноги деть некуда. Пассажиров угостили стаканчиком сока.

На втором часу полёта принесли «ужин». По радио так сказали. До этого я всё же представлял себе ужин самым основательным приёмом пищи за день. Авиаторы, наверное, решили меня переубедить. В фирменной коробочке из тонкой пластмассы из съестного обнаружилось: булочка, 30 г. сливочного масла, кусок хлеба, один «лепесток» мясной нарезки (толщиной 2 мм), лист салата, кубик сыру (10х10х25 мм), шоколадка и три маслины. Ещё было что-то мягкое в пакете с логотипом шоколада — узнать содержимое мне ещё предстоит, но я подозреваю салфетку. Этот «ужин» я решил считать очень лёгким завтраком.

Ужин-завтрак закончился, когда вновь загорелось табло «Пристегните ремни». То есть, табло загорелось минут за 5 до этого. Сигналом к окончанию завтрака послужил голос стюардессы из динамиков с просьбой всё же выполнить указание: «Уважаемые пассажиры, командир зажёг табло «Пристегните ремни». Через 20 минут мы приземлимся в аэропорту города Перми. Температура за бортом -8 градусов». «Случайный» режим плейера напоследок включил «Домой» в исполнении ЛЮБЭ — я давно подозреваю у этого агрегата собственное мнение о происходящем.

Яркий свет опять выключили. Самолёт наклонился вперед, к палитре окружающих звуков прибавился свист ветра. За иллюминатором белёсая темень: наверное, облако. По мере снижения светлеет, потом исчезает и туман. Как в видеоэффекте затухания, проявляется город, Кама, где-то вдалеке виднеется факел нефтезавода. Необычно низко — наверное, потому, что Шереметьево окружают жилые кварталы, а Большое Савино — леса и поля, над которыми лётчик может себе позволить меньше церемоний. Самолёт покачивается, как вагон на средней скорости. Бортпроводница, которой именно сейчас понадобилось куда-то пройти, один раз чуть не падает. Под нами снежное поле, разделённое линиями деревьев на ровные клетки. Мы совсем низко. Вот асфальт, огни… Есть касание! Поднимаются закрылки, двигатели взревают — все, из фильма «Экипаж», помню: это называется «переложить реверс». Двигатель с трудом справляется с инерцией, так что эффектного броска вперед не выходит. Получается динамика обычного автомобильного торможения. В салоне раздаются аплодисменты.

Докатились до конца полосы, развернулись. У въезда на посадочную площадку остановились: нужно было пропустить выезжавший оттуда самолёт. Обычный перекрёсток — только авиационный. Через минуту мы зарулили на стоянку.

Высадка шла медленно. Пассажиры, не особо торопясь, стремились приодеться ко встрече с 8-градусным морозом. А потом по трапу спускались на огромное и пустынное снежное поле, числящееся лётным. Пригородная Scania Omnilink была не очень-то предназначена для 5-минутных поездок с быстрой посадкой и высадкой пассажиров, но именно она трудилась здесь аэродромным автобусом и подвозила всех к маленькому двухэтажному вокзалу. Ни расписание, ни экипаж не оказались правы: мы долетели ровно за 2 часа. Это значит, что времени до рассвета было больше, и его надо было где-то скоротать.

Часть третья. Зимнее утро.

Фото: В. Демянченко, 23.02.2008. Открыть большое.
Уральская зима
Побродив немного по аэропорту, я вышел на привокзальную площадь. Кроме сугробов и такси, там ничего не было. Ещё были таксисты-зазывалы — аборигены, кажется, каждого российского железнодорожного, авто— или аэровокзала… Поддавшись уговорам одного из них, я добрался до зала ожидания ст. Пермь-II. И уже там сварганил какой-то план действий.

Первым пунктом значилось: дождаться «городской» электрички, доехать до Лёвшина, чтобы чего-нибудь там поснимать, а потом вернуться в город. Метель, встретившая «городскую» в пункте назначения, сократила маршрут до «доехать до Лёвшина, а потом вернуться в город». Снимки, где видна оставалась только одна секция электровоза, я делал в Москве — и не сказал бы, что доволен результатом.

Тот же состав ЭД4М-1013/1014 возвратил меня на Пермь-II. Сняв несколько электровозов на станции, я дошёл до пешеходного моста, который виднелся с платформ на несколько сот метров ближе к Москве. Мост пересекает всю станцию и депо Пермь-II. Туда я и спустился, предварительно повалившись на скользких ступенях спуска — фотик и другие жизненно важные органы не пострадали. В депо нашлось несколько ЧС2, один ЧС7, поставленный нефотогенично, много ЧМЭ3 и ЭД4М. Воспользовавшись отсутствием всяческого внимания к моей персоне со стороны сотрудников депо, сделал несколько снимков ЧС2 и ЭД4М. А потом, проводив глазами какого-то деповского начальника, выезжавшего с работы в середине праздничного дня, удалился через проходную.

Часть четвёртая. Город льда.

Фото: В. Демянченко, 23.02.2008. Открыть большое.
Две колокольни
Фото: В. Демянченко, 23.02.2008. Открыть большое.
Символы
Фото: В. Демянченко, 23.02.2008. Открыть большое.
В чепце и фартуке…
По местному времени было около полудня. Пройдя комплекс зданий Пермского госуниверситета, я двинулся в сторону гостиницы. Первый проход был традиционно совмещён с осмотром города, так что о транспорте не было и мысли — тем более, что маршрут пролегал по центральной улице Ленина. С учётом остановок у памятных объектов, печатных киосков и ледяных скульптур, обильно разбросанных по городу, путь до гостиницы «Урал» занял около часа.

Внешний вид и первый этаж гостиницы создали впечатление роскоши и вполне уложились в представление об облике современного отеля: мрамор, белый, чёрный и золотистый цвета, подсветка… Отделка номера не претерпела серьёзных изменений с советских годов. Впрочем, там было тепло, кровать и окна выходили на улицу Ленина — что ещё нужно? К середине дня начали сказываться последствия бессонной ночи, так что следующую пару часов было решено провести горизонтально.

Фото: В. Демянченко, 23.02.2008. Открыть большое.
ЭД4М-0128
Фото: В. Демянченко, 23.02.2008. Открыть большое.
Река Кама
Когда мобильный зазвенел, на его экране было 13 часов — он обычно остаётся работать по московскому времени. Вторая половина дня была посвящена осмотру центра: нынешний краеведческий музей, Кама, Пермь-I и т.д. Вокзал Пермь-I, видимо, очень достойный образец архитектуры позапрошлого века, на реконструкции — причём, судя по записям путешественников, не первый год. Снять его не удалось. Зато появление в части окон новых рам дало надежду, что осталось недолго. Вместо этого был снят речной вокзал, часть которого уже была обновлена, тогда как другая выглядела немногим лучше своего железнодорожного собрата. Удалось снять две электрички, почти встретившиеся на вокзале — хотя ничего особенного на фото и не вышло.

Потом я погрузился в троллейбус, доехал до центра и бродил там, пока фотоаппарат не сообщил, что на улице стемнело. С ужином проблем не ожидалось: гостиницу окружали пара блинных, «Ростикс» и ТЦ «Колизей» с ресторанным двориком, «испытанный» московскими любителями ещё летом 2006-го. Туда и направился.

Часть пятая. День «железнодорожника».

Воскресенье было единственным полным днём, проведённым в Перми. К тому же, самым тёплым: температура обещала с -8 подняться до -1, а в понедельник опять опуститься до -15. Вариантов плана было три: остаться в Перми, уехать в Чусовой или посмотреть, что за пещеру в Кунгуре насоветовал товарищ. Решение было самым простым — тем более, что по городу я и так мало что успевал.

Фото: В. Демянченко, 24.02.2008. Открыть большое.
ЭР2-346
Фото: В. Демянченко, 24.02.2008. Открыть большое.
ЧС2-191
Фото: В. Демянченко, 24.02.2008. Открыть большое.
ВЛ11-096 с наливным
Утро началось с поездки на Пермь-II. Электрички, которая отвезла бы меня на перегон в сторону Свердловска, не обнаружилось — как и чего-нибудь, что заставило бы меня задержаться на вокзале. Поэтому, дождавшись трамвая 5 маршрута, я отправился к ст. Бахаревка. Оттуда — к Перми-II, но уже по рельсам железной дороги. Участок я выбрал, конечно, не самый достойный: промзоны, гаражи — достроенные и не очень, жилые дома. Лесополоса и несколько неплохих выемок с трудом компенсировали это. Да и движение было не самым интенсивным: примерно за 2 часа мне попалось не более десятка поездов: две электрички, пара скорых, несколько грузовых. Однако, уже расставшись с надеждой встретить что-то не-демиховское, именно во время этого похода я поймал ЭР2-346.

Свернув на одном из пересечений с автодорогой в город, вскоре я вновь оказался на вокзале. Следующий маршрут — к КамГЭС: посмотреть перегон на дамбе и чего-нибудь поснимать. В прошлый раз мне продали билет до Лёвшина в кассе, сейчас же кассир сообщила, что ближайшая электричка — «городская», и билет следует покупать в поезде. Кассир подошла только к пл. Молодёжная, где мне требовалось выходить.

Перегон по дамбе ГЭС — однопутный. Второй путь, о наличии которого свидетельствует готовая к работе контактная сеть, занят сугробом, не тронут, видимо, с первого снегопада. К шлюзам я не пошёл: зимой они всё равно не действуют. Да и глаза углядели на мосту будку охраны, на этом основании предложив не нарываться. Поезд за час попался только один — товарняк под сплоткой ВЛ11-091 и 191. На первой электричке в сторону Перми я покинул место действия.

Фото: В. Демянченко, 24.02.2008. Открыть большое.
Ракетный комплекс С300 и пусковая установка 5п73
Фото: В. Демянченко, 24.02.2008. Открыть большое.
Арсенал
Ещё по дороге на КамГЭС я обратил внимание на платформу Мотовилиха: рядом с ней окно вагона показало выставку военной техники. Карта подтвердила: музей Мотовилихинского завода. Туда я и заехал на обратном пути. Кроме орудий — зенитных, ракетных и ядерных (стреляющих ядрами) — завод хвалился ещё насосами для добычи нефти. Пока снимал, проехала электричка из Чусового — последняя разумная возможность уехать известным маршрутом. Оказалось, что недалеко от платформы и музея разместилась конечная трамвая с компьютерным названием «ВИСИМ». Оттуда вагон меня довозил прямо к гостинице.

Вышел несколькими остановками раньше: освещённость, подбодренная выглянувшим солнцем, поощряла вечерние съёмки достопримечательностей центра Перми. Когда же наконец стемнело, я поступил вполне привычно: ресторанный дворик ТЦ «Колизей» — гостиница.

Часть шестая. Назад.

Утром 25 февраля мне предстояло покинуть город Пермь. Поезд, конечно, «Кама» — отправлением в 11:08 местного времени. Скоро закончив сборы и приняв посильное участие в опустошении гостиничного «шведского стола», около 9 утра я сдал номер. Гостиница «Урал» подтвердила моё раннее наблюдение, что принимать номера в восточной половине России не принято.

Фото: В. Демянченко, 25.02.2008. Открыть большое.
ЧМЭ3-5100 с вибропантографом
Утро выдалось солнечным. Короткая прогулка по центру города, потом троллейбус — и вот, я на вокзале Пермь-2. Примерно часа до поезда хватило на съёмку вокзала, пары ЧС2, ЧМЭ3-5100. И, конечно, состава своего 17-го поезда, выставленного на 1-й путь Горнозаводского направления задолго до начала посадки. Как только к вокзалу подошёл поезд Свердловск-Москва «Рифей», составленный почему-то из вагонов «Ямала», я погрузился в вагон «Камы».

Едва я добрался до своего седьмого места — две пассажирки попросили поменяться с ними на 3-е, чтоб тем ехалось вместе. Мелкими недостатками такого обмена можно было пренебречь и согласиться. За минуту до отправления «Прощание славянки» начало выпроваживать 17-й из Перми — это не помешало поезду отправиться по графику. В первом купе плацкартного вагона ехал один я.

Первая крупная станция — Балезино. Туда мы прибыли на 15 минут раньше графика. Солнечная погода усиливала эффект разнообразия: кроме СМ2, работавшей на соседнем пути, в зоне видимости попадались ЧС2, ЧС7, ВЛ11, ВЛ80С, ЧМЭ3 и 3ТЭ10У. До последнего, правда, надо было пробежаться. Но он-то был и самым интересным. Поэтому, быстро сняв снегоуборщик и оценив время, когда он затруднит моё возвращение в вагон, я двинулся к длинному тепловозу. Тот как раз тронулся: заходил под поезд. Пришлось сделать несколько кадров на ходу — и обратно. У входа в вагон я оказался за 5 минут… до того, как поезд бы поехал, если бы сохранял нагон, созданный при прибытии. Но такого в РЖД я не видел никогда.

Ещё несколько мелких остановок — и мы в Кирове. Здесь уже не так морозно, но пасмурно: погода напоминает среднее между пермским и московским февралём. На станции «Кама», «Рифей»-«Ямал» и одна электричка. И несколько вагонов новых «суперпоездов» — «Транссибирского экспресса» и ещё чего-то. Я отправился в здание вокзала за расписанием, потом взглянул на локомотив и под объявление об отправлении «Рифея» — оно обозначало, что через 7-10 минут тронемся и мы — пошёл к 11-му вагону.

В Глазове наконец заполнилось и моё купе. Подсела семейная пара средних лет, напомнившая количеством пустых сумок каких-нибудь челночников. Полку сверху занял студент-экономист.

Горький был последним крупным пунктом остановки: стоянку во Владимире в 3 часа ночи всерьёз можно было не воспринимать. Впрочем, яркий свет в вагоне отключили даже раньше слияния Волги и Оки. Пассажиры погрузились в сон. Несмотря на то, что первый свой ночной снимок железной дороги я сделал на Горьком-Московском, повторять желания не было. Знание, что за 12 минут стоянки добраться до расписания всё равно не успею, не укрепляло желания вылезать из-под одеяла. Поэтому я просто слушал с полки горьковского двухъязычного диктора, который по-английски объявлял почему-то все транзитные поезда «…From Moscow» — видимо, вокзальные власти не верят в сказку про иностранца, который едет из Горького куда-то, кроме Москвы.

Когда объявили подъём, за окном обнаружилось Орехово-Зуево: проводница собиралась во Фрязеве закрыть туалеты. На удивление, это было единственное вмешательство в жизнь пассажиров: даже обычных требований сдать бельё не было.

На Ярославский вокзал прибыли на 5 минут раньше графика. Меня встретили московская «по-февральски» промозглая погода и всё тот же «Рифей», с которым не расставались. Ещё были Казанский вокзал, электричка, дом.

В. Демянченко,
23-26 февраля 2008


[ Написать автору этого текста ]

Чтобы оставлять комментарии, вы не должны быть анонимным пользователем!



Логин: Пароль:
Запомнить
Регистрация


Администрация сайта

Страница загружена за 0.261 сек.